В этом году расчет социальных пособий имеет ряд особенностей:
- поменялся расчетный период: в расчет включается большая сумма заработка за 2018–2019 годы, так как повысился предел учитываемых выплат;
- максимальный средний заработок вырос до 2 301,37 рубля;
- с 01.02.2020 соцпособия проиндексированы на 3 процента;
- с 01.01.2020 вместе с ростом МРОТ (12 130 рублей) увеличился минимальный средний заработок для расчета пособий с 370,85 до 398,79 рубля;
Покажем это на конкретных примерах расчета и рассмотрим спорные вопросы возмещения пособий.
Согласно действующему порядку расчета пособий по ВНиМ исчислять их надо исходя из среднего заработка работника, рассчитанного за два календарных года, предшествующих наступлению страхового случая (ст. 14 Закона № 255-ФЗ).
Расчетным периодом для пособий, назначенных в этом году, станут 2018–2019 годы. Для подсчета пособий берется большая сумма заработка, так как повысился предел учитываемых выплат: 1 680 000 рублей (865 000 руб. + 815 000 руб.).
Максимальный дневной заработок: сумма выплат, учитываемая при расчете, ограничена предельной базой для начисления взносов на ВНиМ в соответствующем году:
ТАБЛИЦА: «База для начисления страховых взносов на ВНиМ»
Год |
Предельная база (в рублях) |
2019 | 865 000 |
2018 | 815 000 |
2017 | 755 000 |
Из данных таблицы видно, что с изменением расчетного периода увеличился максимальный размер заработка для пособий, так как при расчете учитываются предельные значения 2018–2019 годов: 2 301,37 рубля (1 680 000 руб. / 730 дней).
Средний дневной заработок: по пособиям 2020 года в расчетный период входят 2019 и 2018 годы. Эти годы не високосные. Поэтому количество дней в расчетном периоде 730.
Рассмотрим на примерах нюансы расчета пособий.
Пример 1 (расчет больничного пособия)
Работник болел 5 дней в феврале 2020 года, его страховой стаж – 10 лет.
Заработок в 2018-м – 740 000 рублей, в 2019 году – 750 000 рублей.
Исключаемых при расчете среднего дневного заработка периодов у него нет.
Средний дневной заработок 2 041, 10 рублей: (740 000 руб. + 750 000 руб.) / 730 дней.
Сравним полученную сумму с минимальным дневным заработком, посчитанным из расчета действующего на момент наступления страхового случая МРОТ (12 130 рублей).
Минимальный заработок равен 398,79 рублям: (12 130 руб. х 24 мес. / 730 дней). Он меньше фактического, поэтому для расчета надо брать фактический (при стаже 10 лет берется 100 процентов).
Пособие составило 10 205, 50 рубля: (2 041,10 руб. х 5 дней х 100 процентов).
Пример 2 (расчет пособия по беременности и родам)
Работница с 23.01.2020 уходит в декретный отпуск на 140 календарных дней.
Учитываемые выплаты: в 2018 году — 690 000 рублей, в 2019 году — 720 000 рублей.
Исключаемых при расчете среднего дневного заработка периодов у нее нет.
Определим фактический средний дневной заработок: 1 931,51 рубля (690 000 руб. +720 000 руб.) / 730 день. Он не превышает максимального заработка (2 301,37 руб.) и больше минимального (398,79 руб.).
Поэтому для расчета берем фактический дневной заработок.
Пособие составит 270 411,40 рубля: (1931,51 руб. х 140 дней х 100 процентов).
Пример 3 (расчет пособия за дополнительные дни декрета)
Женщина ушла в декрет 13.12.2019. Пособие по беременности и родам на 140 дней рассчитано из среднего дневного заработка за 2017–2018 годы — 1 530 рублей. В мае 2020 года от работницы поступил дополнительный больничный по беременности и родам на 16 дней (с 02.05.2020 по 17.05.2020).
Размер пособия по беременности и родам за дополнительный отпуск — 24 480 рублей (1 530 руб. x 16 дней).
Пример 4 (расчет декретного пособия при наличии исключаемых из среднего заработка периодов)
Работница уходит в отпуск по беременности и родам в феврале 2020 года. В 2018 году ей выплатили зарплату – 620 000 рублей и пособие по временной нетрудоспособности – 28 000 рублей (11 календарных дней). В 2019 году ее зарплата — 680 000 рублей.
Выплаты составят 253 129,35 рубля: (620 000 руб. + 680 000 руб.) / (730 день – 11 дней) х 140 дней.
С первого февраля 2020 года проиндексированы отдельные социальные выплаты, компенсации, в том числе детские пособия.
На рост выплат влияет уровень роста потребительских цен, который устанавливает Росстат. По итогам 2019 года размер индексации составил 1,03.
Применив эту цифру к старым пособиям, получим новые суммы, действующие с 01.02.2020.
ТАБЛИЦА: «Размеры детских пособий с учетом индексации с 01.02.2020»
Пособие |
Сумма (руб.) |
Единовременное пособие при постановке на учет в женской консультации до 12 недель беременности (выплата производится одновременно с выплатой пособия по беременности и родам при предъявлении соответствующей медицинской справки) | 675,15
(до 01.02.2020 — 655,49) |
Единовременное пособие при рождении ребенка (выплачивается по месту работы или в органах соцзащиты населения, право на это пособие имеет любой из родителей (мать или отец) либо лицо, их заменяющее) | 18 004,12
(до 01.02.2020 – 17 479,73) |
Минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за первым ребенком для тех, кто ушел в отпуск по уходу за ребенком до 1 января 2020 года | 3 375, 77
(ранее – 3 277,45) |
Минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за вторым ребенком | 6 751,54
(ранее – 6 554,89) |
Покажем на примере, как работает данная индексация.
Пример 5 (расчет пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет)
Работница с 09.04.2020 уходит в отпуск по уходу за вторым ребенком.
В расчетном периоде (2018–2019 годы) она болела 18 дней.
Учитываемые суммы выплат при расчете среднего дневного заработка: в 2018 году – 650 000 рублей, в 2019 году – 690 000 рублей.
Количество учитываемых при расчете календарных дней для расчета – 712 дней (730 день – 18 дней).
Средний дневной заработок – 1 882,02 рубля (650 000 руб. + 690 000 руб.) / 712 дней. Он меньше максимальной границы данного показателя (2 301,37рубля) и больше минимальной его величины (398,79 рубля).
Поэтому для расчета пособия берем фактический средний заработок.
Размер пособия за каждый полный месяц – 22 885,36 рубля (1 882,02 руб. х 30,4 дня х 40 процентов), это больше минимального размера пособия (6 751,54 рубля), поэтому пособие считается из фактического заработка.
Размер пособия за апрель – 12 205,53 рубля (22 885,36 руб. / 30 дней х 16 дней).
Пример 6 (расчет пособия по уходу за ребенком исходя из минимума)
Сотрудница с начала февраля 2020 года находится в отпуске по уходу за первым ребенком. Страховой стаж более 6 месяцев.
Учитываемые доходы за 2018 год — 95 000 рублей, за 2019 год — 125 000 рублей (замена лет не производится, так как это не приведет к увеличению пособия). Исключаемые из расчета дни — 189, поэтому в расчет возьмем 541 день (730 день – 189 дней).
Для расчета среднего заработка берем все фактические доходы, так как они за оба года расчетного периода не превышают предельные величины.
Средний дневной заработок — 406,65 рубля (125 000 руб. + 85 000 руб.) / 541 день, он меньше максимального (2 301,37 руб.) и больше минимального (398,79 руб.), поэтому для расчета пособия берем фактический заработок.
Месячное пособие – 4 944,86 рубля (406,65 руб. х 40 процентов х 30,4 дня).
Это больше установленного минимума (3 375, 77 рубля), поэтому женщина будет получать ежемесячно 4 944,86 рубля.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 29.01.2020 № 61
«Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2020 году»
Документ включен в СПС «КонсультантПлюс»
Документ вступил в силу 01.02.2020
Официальный интернет-портал правовой информации, 30.01.2020
Минимальная зарплата увеличилась до 12 130 рублей.
Размер МРОТ влияет на размер пособий. С ростом минимальной зарплаты растет минимальный средний заработок (ст. 14 Закона № 255-ФЗ).
Поэтому минимальный средний дневной заработок для оплаты декретных и больничных пособий составит при наступлении страхового случая:
с 01.01.2020 по 31.12..2020 — 398,79 руб. (12 130 руб. x 24 мес. / 730 дней);
с 01.01.2019 по 31.12..2019 — 370,85 руб. (11 280 руб. x 24 мес. / 730 дней);
Пример 7 (расчет больничного пособия исходя из МРОТ)
Работник впервые принят на работу в марте 2020 года, и заболел в том же месяце. Страховой страж отсутствует. Согласно больничному листу работник болел с 26.03.2020 по 06.04.2020.
В данном случае пособие не может быть рассчитано исходя из среднего заработка, так как доходы в расчетном периоде отсутствуют (2018–2019 годах). В таком случае средний заработок, исходя из которого исчисляется больничное пособие, принимается равным МРОТ на день наступления страхового случая.
С 01.01.2020 МРОТ — 12 130 рублей.
Поэтому расчет среднего дневного заработка производится с учетом этой «минималки»: 398,79 руб. (12 130 руб. х 24 мес. / 730 дней).
Размер среднего заработка в зависимости от страхового стажа (менее 5 лет) – 239,27 руб. (398,79 руб. х 60 процентов).
Рассчитаем максимально возможное дневное пособие с учетом установленного лимита (ч. 6 ст. 7 Закона № 255-ФЗ), так как стаж заболевшего на день наступления страхового случая менее полугода:
- в марте: 363,87 руб. (12 130 руб. / 31 день), что больше 239,27 рубля;
- в апреле: 376 руб. (12 130 руб. / 30 дней), что больше 239,27 рубля.
Размер рассчитанного пособия – 2 871,24 рубля (239,27 руб. х 12 дней).
Пример 8 (расчет декретного пособия исходя из МРОТ)
Женщина устроилась в компанию 04.07.2019 (первое место работы). В феврале 2020 года она ушла в декретный отпуск. Зарплата в 2019 году – 125 000 рублей.
Средний заработок за расчетный период (2018–2019 годы) – 171,23 рубля (125 000 руб. / 730 день).
Это меньше минимального среднего дневного заработка, рассчитанного исходя из МРОТ (398,79 руб.).
Поэтому пособие составит 55 830, 60 рублей (398,79 руб. х 140 дней).
Пример 9 (расчет пособия по уходу за ребенком, если средний дневной заработок меньше минимального)
Средний дневной заработок работницы, уходящей в феврале 2020 года в отпуск по уходу за первым ребенком, оказался меньше минимального среднедневного заработка 398,79 рубля.
В этом случае ежемесячное пособие составит 4 852 рублей (12 130 руб. х 40 процентов). При дальнейшем увеличении МРОТ пересмотр рассчитанного пособия не предусмотрен (пп. 11, 23 положения об исчислении пособий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375).
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 27.12.2019 № 463-ФЗ
«О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»
Документ включен в СПС «КонсультантПлюс»
Документ вступил в силу 01.01.2020
Официальный интернет-портал правовой информации, 17.10.2019
Ранее данную компенсацию раз в месяц выплачивали работодатели женщинам в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет. Также данная выплата была положена аспирантам и студентам, пребывающим в академотпусках, и нетрудоустроенным супругам лиц, служащих в ОВД и ГПС МЧС РФ в отдаленных местностях.
С 2020 года президентский Указ от 30.05.1994 № 1110, которым предусмотрено пятидесятирублевое пособие, утратил силу. При этом работодателям важно помнить, что пособия, назначенные до 2020 года, а также установленные сотруднику, чей ребенок родился до 1 января 2020 года, должны быть выплачены по прежним правилам (п. 3 Указа).
УКАЗ Президента РФ от 25.11.2019 № 570
«О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации»
Документ включен в СПС «КонсультантПлюс»
Вступил в силу 01.01.2020
Официальный интернет-портал правовой информации, 26.11.2019
Трудовой кодекс РФ дает возможность работникам одновременно пребывать в отпуске по уходу за ребенком и трудиться на условиях неполного рабочего времени. В этом случае полагаются как пособие, так и зарплата за отработанное время. Вопрос в том, насколько нужно укоротить рабочее время таких сотрудников, чтобы они могли получать пособие, а у работодателя не возникли проблемы с контролерами.
Трудовое законодательство не дает прямого ответа. В связи с этим можно предположить, что любое рабочее время, отличное от нормы (менее 8 часов в день) является неполным. Например, в Определении от 11.04.2013 № ВАС-4041/13 ВАС РФ отметил, что если работник находится в отпуске по уходу за ребенком и одновременно трудится лишь на 12 минут меньше сослуживцев, он вправе рассчитывать на социальное пособие.
Однако позднее арбитры посчитали, что такая недоработка не дает права на пособие от государства (Определение ВС РФ от 18.07.2017 № 307-КГ17-1728, Постановление АС Уральского округа от 14.08.2017 № Ф09-2710/17). Судьи считают, что в такой ситуации сотрудник не осуществляет должного ухода за ребенком, а пособие представляет собой не компенсацию утраченного заработка, а средство дополнительного обогащения.
По мнению ФСС РФ, сократить рабочий день необходимо на 2 часа и более. Иначе работник физически не сможет заботиться о ребенке. Если время пребывания на работе уменьшат на 5, 10, 30 или 60 минут, то чиновники и судьи будут расценивать такое сокращение как злоупотреблением правом.
Таким образом, сотрудник, совмещающий уход за ребенком и труд в компании, должен пребывать на работе не более 6 часов. В противном случае претензии со стороны контролеров из фонда обеспечены. Кроме того, высока вероятность, что суд их тоже поддержит.
ПИСЬМО ФСС РФ от 19.01.2018 № 02-08-01/17-04-13832л
Документ включен в СПС «КонсультантПлюс»
ФСС отказался принимать к зачету и возмещать фирме (банку) расходы на выплату сотруднице пособия по уходу за ребенком за четыре дня. Сотрудница провела эти дни в командировке в другом, существенно отдаленном городе — в Москве, притом что офис банка расположен в Перми. По мнению чиновников, это означает, что женщина в данный период не могла ухаживать за своим ребенком. Значит, пособие ей не положено.
Компания подала в суд, который отменил решение фонда.
Судьи выяснили, что сотруднице предоставлен отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет. Вместе с тем она продолжала трудиться в банке в режиме неполного дня. Следовательно, имеет право на пособие по уходу за своим чадом.
Факт поездки работника в краткосрочную командировку не является поводом для признания его прекратившим ухаживать за ребенком по следующим причинам:
- уход за ребенком не означает, что мама обязана непрерывно быть в том же месте, где и ребенок;
- ездить в командировки – одна из обязанностей работника;
- закон не запрещают посылать по служебному поручению, связанному с поездкой, сотрудника, который работает неполный день;
- данная сотрудница продолжала работать в командировке в порядке сокращенного дня;
- официально закреплено, что уход за чадом считается невозможным только при командировке сроком более месяца (п. 5 Правил, утвержденных Постановлением от 13.10.2014 № 1048).
Таким образом, решение фонда противозаконно, сотрудница в спорные четыре дня не лишилась права на пособие, поэтому расходы компании и в этой части должны быть ей возмещены.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ Верховного Суда РФ от 02.08.2019 № 309-ЭС19-12197
Документ включен в СПС «КонсультантПлюс»
По результатам проверки ФСС доначислил ООО страховые взносы на не принятую к зачету сумму расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Общество с доначислениями не согласилось и обратилось в суд. Первая и апелляционная инстанции ООО отказали. Суд округа, напротив, поддержал ООО. Верховный Суд РФ пересматривать дело не стал, разъяснив свою позицию следующим образом: при отказе фонда в принятии к зачету расходов на выплату спорного пособия указанные суммы не являются вознаграждением за выполнение работником трудовых функций, вследствие чего не могут облагаться страховыми взносами.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ Верховного Суда РФ от 02.10.2019 № 307-ЭС19-11908
Документ включен в СПС «КонсультантПлюс»
Общество обратилось в суд с требованием отмены решения ФСС РФ об отказе принятия к зачету пособий по листкам временной нетрудоспособности.
По мнению фонда, страхователь произвел неверный расчет количества дней нетрудоспособности, возмещаемого за счет средств работодателя.
Дело в том, что вместо трех первых дней заболевания бухгалтерия оплатила два. Причина — работники занемогли уже после рабочей смены и в этот же вечер оформили больничные листы. Как полагал ФСС РФ, расчет 3-трехдневного срока нужно было начинать со следующего после даты выдачи документа дня. Но за этот день работникам уже начислена зарплата.
Суды трех инстанций посчитали претензии соцстраха неправомерными. Период нетрудоспособности начинается с даты выдачи больничного листа. С этой же даты считаются три дня, оплачиваемых работодателем. Поскольку сотрудники до получения больничных отработали, значит, им выдали за этот день зарплату. А выплата и зарплаты, и пособия за один и тот же день приводит к двойной нагрузке на страхователя. Поэтому суды разрешили работодателю за первый день перечислить сотрудникам только оплату труда, а за следующие два — пособие.
Требование общества было удовлетворено. В схожих ситуациях у работодателей есть шанс добиться справедливости.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда Уральского округа от 15.08.2018 № Ф09-5560/18
Документ включен в СПС «КонсультантПлюс»
Законодательство обязывает работодателя выплачивать больничное пособие работнику, который занемог в течение 30 дней с даты увольнения. При этом бывшему сотруднику выдается сумма в размере 60 процентов среднего заработка.
Важно, что пособие положено, только если заболел уволенный. Это означает, что соцвыплата в связи с уходом за больным членом семьи в данном случае неправомерна. Если же домашние сотрудника заболели, пока он пребывал в штате, то компания должна оплатить ему пособие только за период до даты прекращения трудовых отношений.
ПИСЬМО МРО ФСС РФ от 21.06.2019 № 10-22/7710-13934
Документ включен в СПС «КонсультантПлюс»
В дополнение хотим сообщить о еще одном проекте Минтруда, которым планируется распространить «прямые выплаты» по взносам на все субъекты РФ с 2021 года (ID проекта 01/05/09-19/00094739). Ведомство уже разработало соответствующие поправки в законы о соцстраховании по случаю ВНиМ и производственного травматизма. О планах присоединить к пилотному проекту большинство субъектов РФ до 31.12.2020 говорилось и в Постановлении Правительства РФ от 21.04.2011 № 294, утвердившем положение о принципах осуществления «прямых выплат». Кроме того, нормы кодекса, введенные в последние годы и составленные с учетом действия зачетной системы расчетов по страховым взносам, также имеют срок действия до 31.12.2020 (пункты 2, 8, 9 и 16 ст. 431 НК РФ). В связи с изложенным полагаем, что 2020 год действительно станет последним годом зачетов выплат по соцпособиям.
ПРОЕКТ Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации об обязательном социальном страховании»
(подготовлен Минтрудом России, ID проекта 01/05/09-19/00094739)
(не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 25.09.2019)
Документ включен в СПС «КонсультантПлюс»