Минфин выпустил рекомендации по проведению аудита годовой бухотчетности организаций за 2019 год. И хотя документ предназначен для аудиторов, его выводы будут полезны и инспектируемым организациям.
В частности, первый раздел рекомендаций посвящен вопросам, таким как:
- применение стандартов ведения аудиторской деятельности;
- независимость аудиторских организаций;
- проверка качества выполненного задания;
- состав бухгалтерской отчетности, прилагаемой к аудиторскому заключению. Так, годовая бухотчетность состоит из баланса, отчета о финрезультатах и приложений к ним. Состав приложений к балансу и отчету определен стандартами бухучета (либо правилами ведения бухучета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденными Минфином РФ до 01.01.2013), а для кредитных и некредитных финансовых организаций – аналогичными отраслевыми стандартами Банка России (либо правилами ведения бухучета и составления бухотчетности, утвержденными Банком России до 01.01.2013).
Второй раздел содержит отдельные вопросы составления бухотчетности. Минфин сообщает, какие федеральные стандарты следует применять для составления отчетности за 2019 год.
Сроки обязательного использования стандартов разные, но если организация захочет применять их досрочно, то необходимо иметь в виду, что свое решение она должна раскрыть. В данном случае — в годовой бухгалтерской отчетности за 2019 год. В связи с этим Минфин разъясняет, какими редакциями приказов пользоваться в работе. Эта информация представлена в таблице:
Документ | В какой редакции применять | Период обязательного применения | Что учесть (примечание редакции) |
ПБУ 3/2006
«Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» |
Приказ Минфина РФ от 09.11.2017 № 180н | С 01.01.2019 | Приказ Минфина РФ от 09.11.2017 № 180н изменил в ПБУ 3/2006 порядок:
— определения стоимости, выраженной в инвалюте при отсутствии официального курса, то есть по кросс-курсу соответствующей валюты, рассчитанному исходя из курсов инвалют, установленных ЦБ; — пересчета начисленной, но не предъявленной к оплате выручки; — учета курсовых разниц при хеджировании валютных рисков; — пересчета в рубли стоимости всех активов и обязательств, применяемых для ведения деятельности за пределами РФ |
ФСБУ 25/2018
«Бухгалтерский учет аренды» |
Приказ Минфина РФ от 16.10.2018 № 208н | С отчетности за 2022 год | Если организация не воспользуется правом применять ФСБУ 25/2018 досрочно с 01.01.2019, то при составлении годовой бухотчетности за 2019 год формирование информации должно производиться по правилам ведения бухучета и составления бухотчетности, утвержденными до 01.01.2013 |
ПБУ 13/2000
«Учет государственной помощи» |
Приказ Минфина РФ от 04.12.2018 № 248н | С отчетности за 2020 год | Изменения в ПБУ 13/2000 внесены в целях приведения правила бухучета государственной помощи в соответствие с документом МСФО (IAS) «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи».
ПБУ не должны использовать организации госсектора. А также если экономическая выгода связана: — с госучастием в уставных фондах государственных и муниципальных унитарных предприятий; — с возмещением недополученных доходов и финансовым обеспечением (возмещением) затрат на производство товаров, выполнение работ, оказание услуг на договорной основе |
ПБУ 16/02
«Информация по прекращаемой деятельности» |
Приказ Минфина РФ от 05.04.2019 № 54н | С отчетности за 2020 год | ПБУ станут применять и некоммерческие организации при раскрытии информации о прекращении использования долгосрочных активов к продаже |
ПБУ 18/02
«Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» |
Приказ Минфина РФ от 20.11.2018 № 236н | С отчетности за 2020 год | Если организация примет решение о досрочном применении ПБУ 18/02, то в годовой бухотчетности за 2019 год показатели должны раскрываться в отчете о финрезультатах с учетом изменений, внесенных Приказом Минфина РФ от 19.04.2019 № 61н |
Формы бухгалтерской отчетности, утвержденные Приказом Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н, следует применять в редакции Приказа Минфина РФ от 19.04.2019 № 61н с отчетности за 2020 год (по решению организации можно начать их использовать с отчетности за 2019 год). Обратите внимание: начиная с отчетности за 2019 год во всех отчетах, входящих в состав годовой бухотчетности, стоимостные показатели должны отражаться исключительно в тысячах рублей (ранее у организаций был выбор — в млн или тыс. рублей).
Отдельно Минфин поведал:
- об изменении единицы измерения показателей бухгалтерской отчетности согласно Приказу Минфина РФ от 19.04.2019 № 61н, внесшему ряд поправок в формы бухотчетности, утвержденные Приказом Минфина РФ 02.07. 2010 № 66н;
- о субсидиях на капвложения в объекты капитального строительства. Суммы указанных субсидий не являются доходами организации. До отражения в уставном капитале организации, полный пакет акций (долей) которой принадлежит РФ, субъекту РФ либо муниципальному образованию, средств указанной субсидии остатки по расчетам с учредителем по вкладам в уставный капитал организации можно показать в разделе III «Капитал и резервы» баланса с раскрытием информации в пояснениях к нему. Следуя ПБУ/99, названные остатки отражаются с учетом существенности отдельной статьей;
- о налоге на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья. Разъяснено, кто является плательщиком налога, а также объяснены объекты обложения, определение налоговой базы. Исходя из ПБУ 10/99, суммы данного налога следует признавать расходами на обычные виды деятельности;
- о дивидендах и иных аналогичных распределениях прибыли в пользу собственников (участников). В соответствии с ПБУ 23/2011 при формировании отчета о движении денежных средств в разделе «Денежные потоки от финансовых операций» выплата дивидендов отражается с учетом соответствующего налога;
- об учете застройщиком денежных средств на счетах эскроу. Особенности открытия, ведения и закрытия счета эскроу для расчетов по договорам участия в долевом строительстве установлены Законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ. Бухгалтерский учет денежных средств, полученных эскроу-агентом от депонентов на открытые им счета эскроу, получатель может вести на счете 008 «Обеспечения обязательств и платежей полученные»;
- о представлении обязательного экземпляра бухгалтерской отчетности в электронном виде. В соответствии с законом о бухгалтерском учете начиная с отчетности за 2019 год обязательный экземпляр годовой бухотчетности представляется в инспекцию в электронном виде по ТКС. Порядок и формат его представления утверждены приказами ФНС РФ от 13.11.2019 № ММВ-7-1/569@ и от 13.11.2019 № ММВ-7-1/570@. Малые предприятия в 2020 году вправе представлять обязательный экземпляр отчетности за 2019 год на бумаге;
- о применении упрощенных способов ведения бухгалтерского учета. Ими могут пользоваться субъекты малого предпринимательства и некоммерческие организации. Правда, только в том случае, если их деятельность не подлежит обязательному аудиту. Перечень случаев проведения обязательного аудита бухотчетности ежегодно публикуется на сайте Минфина в разделе «Аудиторская деятельность — Общая информация — Обязательный аудит»;
- о составлении консолидированной финансовой отчетности. Оформляется в соответствии с МСФО, введенными в действие на территории РФ. Кроме того, можно взять на вооружение практику применения МСФО, обобщенную Межведомственной рабочей группой по применению МСФО (ОП 1-2012, ОП 2-2012, ОП 3-2013, ОП 4-2013, ОП 5-2014, ОП 6-2015, ОП 7-2015, ОП 8-2016, ОП 9-2016, ОП 10-2017, ОП 11-2017, ОП 12-2018, ОП 13-2019), размещенную на сайте Минфина в разделе «Бухгалтерский учет и отчетность — Международные стандарты финансовой отчетности — Законодательство о МСФО — Межведомственная рабочая группа по применению МСФО». Представлять консолидированную отчетность в ГИРБО не нужно.
Третий и четвертый разделы рекомендаций предназначены, соответственно, для кредитных и некредитных финансовых организаций.
«РЕКОМЕНДАЦИИ аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2019 год»
(приложение к письму Минфина Рф от 27.12.2019 № 07-04-09/102563)
Документ включен в СПС «КонсультантПлюс»