Содержание
- Когда назначается арбитражный управляющий при банкротстве?
- Кто назначает арбитражного управляющего при банкротстве?
- Как назначается арбитражный управляющий?
- Обязанности арбитражного управляющего
- Ответственность арбитражного управляющего
- Основные критерии оценки арбитражных управляющих
- Новый порядок назначения арбитражного управляющего
- Балльная система и влияние рейтинга на дальнейшее назначение управляющего
- Как ФНС будет контролировать работу управляющих и какие меры будут применяться к ним при нарушениях?
Когда назначается арбитражный управляющий при банкротстве?
Как правило, АУ назначается всякий раз, когда принимается решение о признании должника банкротом. Также его могут поставить в связи с введением той или иной процедуры банкротства. Но прежде чем рассказать, что представляет собой процедура его назначения, поговорим о самом управляющем.
Основное определение содержится в ст.20 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ. Из него следует, что АУ это гражданин РФ, который состоит в СРОПАУ. Расшифровывается как саморегулируемые организации профессиональных арбитражных управляющих.
Если говорить иначе, это эксперт, который будет управлять делами компании (физлица) в период банкротства. О том, кто имеет право назначать такого специалиста, мы расскажем в следующем разделе.
Такой человек на время становится управляющим активами должника (банкрота). Он контролирует финансовые потоки и следит за удовлетворением требований кредиторов. Подробнее о его обязанностях мы также расскажем, но немного позже.
В каком именно качестве будет выступать АУ, зависит от процедуры несостоятельности (банкротства) и должника (физлицо или юрлицо). Процедур всего пять (ст. 27 ФЗ № 127):
• Наблюдение.
Данный этап является обязательным. В процедуре наблюдения участвует, так называемый временный управляющий. Его задача оценить финансовое состояние организации. В ходе выполнения задачи выявляются признаки банкротства, формируется реестр кредиторов и так далее;
• Финансовое оздоровление.
Эта фаза нужна для восстановления платежеспособности должника. На этом этапе погашаются требования кредиторов согласно графику. Сроки проведения финансового оздоровления не могут превышать двух лет. В этом случае в дело вступает административный управляющий;
• Внешнее управление.
Место руководителя занимает внешний управляющий. То есть директор отстраняется от своих полномочий. Руководство организацией ВУ берет полностью на себя. Действует он согласно плану внешнего управления, который ранее был им разработан. Либо план может быть разработан совместно с кредиторами. Сроки также же, не более двух лет;
• Конкурсное производство.
Процедура направлена на продажу имущества предприятия на торгах. Полученные деньги распределяются по долговым обязательствам банкрота. Этим занимается конкурсный управляющий;
• Мировое соглашение.
Если стороны (должник и кредиторы) договорились между собой, возможно заключение мирового соглашения. Сделать это можно на любом этапе.
И последнее качество, в котором может выступать АУ это финансовый управляющий. Он нужен для проведения двух процедур, в случаях, когда банкротом выступает гражданин (в том числе ИП). В частности:
— реструктуризация долгов гражданина;
— реализация имущества гражданина.
Таким образом, арбитражный управляющий — это комплексное понятие. Конкретное наименование и его действия будут зависеть от той или иной процедуры банкротства.
Кто назначает арбитражного управляющего при банкротстве?
По общему правилу АУ назначает арбитражный суд.
Для этого должник может подать заявление в суд о признании себя банкротом. Это следует из абз. 11 п. 2 ст. 37 Федерального закона о несостоятельности. Такое заявление в числе прочего должно содержать наименование и адрес СРО, из числа членов которой должен быть утвержден АУ.
Вместе с тем, когда заявление подает сам должник, СРО определяется случайным образом. Такие положения установлены ч. 5 ст. 37 ФЗ № 127 и ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2014 № 482-ФЗ. То есть выбор саморегулируемой организации осуществляет суд, а не должник.
Однако с заявлением может обратиться не только он сам. Таким правом обладают также (ст. 7 ФЗ № 127):
• конкурсный кредитор;
• уполномоченные органы;
• сотрудник должника (в том числе бывший), при наличии требований о пособиях и оплате труда.
В заявлениях данных лиц также указывается кандидатура АУ или СРО из членов которой выбирается АУ. Таким образом, во втором случае, выбор кандидатуры осуществляется самими кредиторами (иными перечисленными лицами). В отличие от должника, они обладают правом выдвигать свою кандидатуру управляющего. Главное при этом чтобы они не были контролирующими должника лицами или аффилированы с ним. Это следует из п.12 Обзора, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 29.01.2020.
Если прямо отвечать на вопрос раздела, то можно сказать так. Заявители (кроме должника) имеют право лишь выдвинуть своего АУ, но окончательно назначить его может только арбитражный суд.
Как правило, если отсутствует аффилированность и кандидат соответствует общим требованиям (ст.20, 20.2), суд не будет возражать.
Далее подробнее рассмотрим, как происходит процесс согласования кандидатуры.
Как назначается арбитражный управляющий?
Порядок назначения АУ регулируется ст. 45 Закона о несостоятельности. Опишем кратко его основные элементы:
• СРО, в которой состоит АУ, получает либо определение суда, либо протокол собрания кредиторов. Зависит от того, кто обращался с заявлением о банкротстве. В данных документах содержатся данные о потенциальной кандидатуре;
• СРО в свою очередь направляет в арбитражный суд (АС) информацию о соответствии кандидатуры законодательным требованиям. Мы их опишем отдельно ниже, в этом же разделе. Если в определении (протоколе) нет данных о кандидатуре, СРО представляет ее самостоятельно. Сроки и порядок такого предоставления описаны в этой же статье 45;
• По результатам рассмотрения информации от саморегулируемой организации, суд выносит решение. Если кандидат соответствует всем параметрам, то происходит его утверждение. Если же по какой-то причине кандидат не может быть принят в качестве АУ, суд выносит решение об отказе.
• Другие формальности (например, доступ к гостайне) подробнее описаны в тексте 45 статьи.
Требования к арбитражному управляющему следующие (ст. 20, 20.2 ФЗ № 127):
• Гражданин РФ;
• Член СРО арбитражных управляющих. СРО при этом устанавливает свои требования для членства в ней (ч. 2 ст. 20), например:
— высшее образование;
— определенный стаж работы;
— сдача экзамена;
— иные требования указанные в данном пункте;
• Наличие договора обязательного страхования;
• Возможные дополнительные требования к компетентности, добросовестности и независимости;
• Требования, установленные ФЗ и иными НПА, как к руководителю должника;
• Допуск к государственной тайне (при необходимости);
• Отсутствие ограничений, указанных в ч. 2 ст. 20.2 ФЗ о несостоятельности. Например:
— наличие заинтересованности по отношению к должнику;
— отсутствие невозмещенных убытков участникам процедуры банкротства;
— наличие дисквалификации;
— иное указанное в данной части статьи;
• Дополнительные требования кредиторов (уполномоченных органов). В частности:
— наличие высшего юридического (экономического) или иного образования соответствующего деятельности;
— наличие стажа руководителя в определенной отрасли экономики;
— проведение определенного количества банкротных процедур.
Обязанности арбитражного управляющего
Права и обязанности АУ регулируются положениями статьи 20.3 Федерального закона о несостоятельности. Конкретно обязанности регламентирует часть 2 данной статьи. Кратко перечислим, что обязан делать управляющий:
- принимать меры по защите имущества должника;
- проводить анализ его финансового состояния;
- вести реестр кредиторов, за некоторым исключением;
- предоставлять реестр лицам, требующим проведения общего собрания кредиторов;
- при выявлении правонарушений (преступлений) сообщать в уполномоченные органы;
- предоставлять информацию о сделках (действиях) влекущих гражданскую ответственность третьих лиц;
- разумно и обоснованно осуществлять расходы;
- выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства и сообщать о них лицам, участвующим в деле;
- в случае необходимости привлекать для работы иных лиц, соответствующих законодательным требованиям;
- выявлять, привлекать к ответственности и сообщать о нарушении при подаче заявления должника в АС;
- осуществлять иные установленные настоящим Федеральным законом функции.
В числе прочего управляющий также должен представлять отчет (отчеты). В общем случае в них содержатся такие сведения:
• Дата и место составления;
• ФИО управляющего;
• Наименование суда;
• Номер дела;
• Сведения о договоре страхования;
• Сведения о должнике;
• Сведения о своей СРО;
• Иные данные в зависимости от процедуры банкротства.
Отчеты обычно представляются в арбитражный суд или собранию кредиторов. Также отчет нужно вносить в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (ЕФРСБ). То есть они делятся как бы на два вида.
В первом случае порядок регулируется следующими положениями:
• ст. ст. 143, 147 Закона о несостоятельности;
• Общими правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.05.2003 № 299;
• Формы документов утверждены Приказом Минюста России от 14.08.2003 № 195.
Обычно в такой отчетности содержатся:
— достоверные и полные сведения об имущественном положении должника;
— сведения о мерах принятых АУ в целях удовлетворения требований кредиторов.
Во втором случае порядок регулируется п. п. 6.1 — 6.5 ст. 28 Закона о банкротстве.
Отчет, который отправляется в ЕФРСБ, обычно содержит:
— данные о характеристиках банкрота;
— количестве кредиторов;
— иную информацию, в отношении которой проведен анализ.
В случае с банкротами-гражданами также используется следующий документ.
Приказ Минэкономразвития России от 31.05.2024 № 343 «Об утверждении Федерального стандарта профессиональной деятельности арбитражных управляющих «Правила подготовки отчетов финансового управляющего»
Ответственность арбитражного управляющего
С точки зрения банкротства, данный порядок регулируют положения статьи 20.4 ФЗ № 127.
В общем же случае законодательство предусматривает для данного лица, следующие виды ответственности:
• гражданско-правовая;
• административная;
• уголовная.
Таким образом, возможность наказания регламентируется не только ФЗ о несостоятельности. Подобные положения можно найти в Гражданском кодексе, Уголовном кодексе или в КоАП РФ.
Ответственность согласно Закону о банкротстве.
ФЗ № 123 (ст. 20.4) в качестве меры наказания предусматривает возможность отстранения АУ от обязанностей. Потребовать отстранения могут лица участвующие в деле о банкротстве. Либо это может сделать СРО. Поводом служит неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязанностей.
Гражданско-правовая ответственность (ст. 15 ГК РФ).
Подразумевает возможность предъявления имущественных требований. Обычно это взыскание убытков. Под ними в данном случае понимается любое уменьшение или утрата возможности увеличения конкурсной массы. Это следует из п. 11 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.05.2012 № 150.
Административная ответственность.
В этом случае лицо также привлекается за неисполнение (ненадлежащее исполнение). Условием является отсутствие уголовно наказуемого деяния. Наказание предусмотрено ч. 3 и 3.1 ст. 14.13 КоАП РФ. В зависимости от ситуации возможно предупреждение, штраф или дисквалификация.
Но это еще не всё. Иногда АУ может нести ответственность, такую же, как руководитель организации. Поэтому к нему могут применяться иные статьи Кодекса. Например, 5.27 или 14.23 КоАП.
Уголовная ответственность.
Речь идет о статье 195 УК РФ. Неправомерные действия при банкротстве. Привлечение возможно по следующим причинам:
• сокрытие имущества (информации о нем), передача во владение, отчуждение или уничтожение. Также фальсификация документов;
• удовлетворение требований одних кредиторов в ущерб другим при наличии крупного ущерба.
В такой ситуации возможны:
• штраф;
• ограничение свободы;
• принудительные работы;
• арест;
• лишение свободы;
• лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
То или иное наказание зависит от тяжести совершенного лицом преступления.
Основные критерии оценки арбитражных управляющих
Все основные требования к АУ мы уже перечисляли ранее. Самое главное чтобы лицо, полностью соответствовало критериям установленным статьями 20 и 20.2 ФЗ о банкротстве.
При этом в зависимости от саморегулируемой организации критерии могут разниться. Ведь каждая СРО имеет право предусматривать дополнительные условия. Они могут быть связаны, например, с компетентностью, добросовестностью и независимостью.
Еще раз кратко перечислим некоторые основные критерии оценки:
• стаж работы в качестве АУ;
• количество завершённых процедур;
• стаж работы руководителем;
• наличие необходимого уровня образования;
• наличие допуска к государственной тайне (при необходимости);
Критерии добросовестности:
• отсутствие жалоб за последние три года;
• отсутствие фактов отстранения от исполнения обязанностей;
• отсутствие взыскания убытков;
• отсутствие фактов привлечения к ответственности;
• наличие договора обязательного страхования;
• отсутствие судимости за преступление;
• отсутствие долгов в саморегулируемой организации;
• иное, в зависимости от СРО.
Критерии независимости:
• отсутствие заинтересованности к должнику или кредиторам;
• отсутствие конфликта интересов между участниками дела о несостоятельности;
• отсутствие иной профессиональной (предпринимательской деятельности), которая может повлиять на результат по делу;
• иное, в зависимости от СРО.
Новый порядок назначения арбитражного управляющего
Совсем скоро произойдут изменения в законодательстве, связанные с правилами выбора АУ. Правила поменяются с 23 ноября 2024 года. Однако нововведения затронут только один аспект. Он будет касаться случаев, когда заявление о банкротстве подает исключительно Федеральная налоговая служба.
То есть, остальных заявителей новое положение не коснется. А вот ФНС как заявитель теперь будет выбирать управляющего другим способом. Каким именно, мы расскажем в следующем разделе.
Регулироваться такой порядок будет следующим документом – Постановлением Правительства РФ от 22.05.2024 № 634 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 мая 2004 г. № 257»
Балльная система и влияние рейтинга на дальнейшее назначение управляющего
Теперь при отборе кандидата, будут учитываться его баллы результативности. О том, как такие баллы нужно рассчитывать, Правительство определило в Правилах расчета. Они указаны в Приложении № 3 к Постановлению Правительства № 634. Количество баллов может быть уменьшено по разным причинам. Например, в случае привлечения АУ к административной ответственности.
Кроме того, будет учитываться специальный рейтинг управляющего. Для просмотра такого рейтинга нужно будет зайти на официальный сайт ФНС. Информация будет выложена в открытом доступе.
Как ФНС будет контролировать работу управляющих и какие меры будут применяться к ним при нарушениях?
Бальная система поможет органам взять под контроль работу арбитражных управляющих. В частности для этих целей будет создан специальный электронный регистр. В нем будет содержаться информация об АУ. Данные туда будут отправлять их саморегулируемые организации.
Порядок начисления (списания) баллов будет определяться Постановлением Правительства. Об этом мы упоминали выше. У каждого кандидата будет свое количество баллов. Тем самым создается возможность случайного выбора управляющего. Это позволяет исключить заинтересованность между АУ и кредиторами (должниками).
В случае нарушения, предусмотрена специальная система списания баллов. Она будет действовать, например, в следующих случаях:
• действия лица признают незаконными;
• привлекут к административной или уголовной ответственности;
• взыщут убытки.
В зависимости от тяжести содеянного, с управляющего будет списан процент от среднего балла результативности АУ всех АУ в предыдущем расчетном периоде за каждый случай признания действий АУ незаконными, но не менее одного балла. Чем тяжелее нарушение, тем больше процент.
Также для АУ будут созданы личные кабинеты. В них они смогут общаться между СРО и ФНС. Функционал будет предусматривать и другие возможности. Например, на тот случай, если кандидат будет не согласен с количеством начисленных баллов. На количество будут влиять разные факторы, такие как цена на торгах, срок проведения процедуры и прочее.