Минтруд разработал объемный документ, разъясняющий, как построить в организации антикоррупционную работу.
Цель документа
В связи с тем, что единых стандартов борьбы с коррупцией в организации не существует, ведомство предлагает использовать целый комплекс инструментов. Несмотря на то что внедрение антикоррупционной системы связано с расходами, в конечном итоге она принесет организации ощутимую пользу:
- будет способствовать укреплению ее репутации;
- снизит риск применения к ней санкций за подкуп должностных лиц;
- при выборе деловых партнеров снизится ответственность компании за недолжное поведение контрагентов;
- приведет к добросовестному поведению ее сотрудников.
Антикоррупционная политика и система локальных актов
Поскольку антикоррупционная работа должна иметь последовательный характер, Минтруд рекомендует выработать и утвердить антикоррупционную политику. Ее содержание обусловливается особенностями работы конкретной компании. Ознакомить с ней сотрудников и контрагентов компании можно, либо разместив текст на своем сайте, либо на стендах в офисе компании.
Что необходимо отразить в антикоррупционной политике:
- ее цели и задачи;
- понятия и определения;
- область применения и лиц, подпадающих под ее действие;
- обязанности всех членов коллектива по предупреждению коррупции;
- ответственность сотрудников за нарушение политики;
- порядок внесения поправок в политику;
- антикоррупционные инструменты.
Разработать политику может как рядовой работник, так и структурное подразделение компании. Крупные организации, располагающие финансовыми возможностями, в силах привлечь внешних специалистов.
Участвовать в создании политики могут и сами сотрудники. С этой целью руководству необходимо информировать их о такой возможности. Утверждение антикоррупционной политики в виде локального нормативного акта (ЛНА) необходимо для выполнения его требований всеми работниками. Ознакомление сотрудников с антикоррупционной политикой должно производиться под подпись.
Кроме того, обязанность ее соблюдения следует прописать в трудовых договорах с работниками.
Определение в организации подразделения и (или) работников, ответственных за предупреждение коррупции для построения антикоррупционной системы
Главное — определить целесообразность назначения отдельных лиц или подразделений для выполнения указанной работы. Эти функции могут включать:
- разработку проектов (ЛНА) и методичек;
- участие в оценке рисков;
- проведение проверок о возможных конфликтах интересов или коррупционных нарушениях;
- взаимодействие с органами правопорядка и другими госорганами по антикоррупционным мероприятиям;
- участие в согласовании кадровых решений и сделок;
- проверку добросовестности контрагентов;
- информирование, консультирование и обучение работников;
- мониторинг изменений законодательства по борьбе с коррупцией;
- мониторинг всех проводимых антикоррупционных мероприятий и подготовка отчетов для руководства.
Определять, кому поручить эти функции, организации следует сообразно своим возможностям. Так, крупное предприятие может создать отдельное подразделение, численность которого будет определяться пропорционально количеству работников организации. В качестве руководства Минтруд советует использовать примерное положение о подразделении по профилактике коррупционных и иных правонарушений государственной корпорации,публично-правовой компании, размещенное на сайте ведомства по ссылке: https://rosmintrud.ru/ministry/programms/anticorruption/015/1.
Для средних и малых предприятий функции могут быть возложены на сотрудников из следующих подразделений:
- комплаенса;
- внутреннего контроля и безопасности;
- юридической службы;
- кадрового подразделения;
- внутреннего аудита и др.
Микро, малые и средние предприятия могут возложить функции по проведению антикоррупционной работы на руководителя или его заместителя.
ТАБЛИЦА: «Антикоррупционные инструменты»
Виды антикоррупционных инструментов | Описание |
Оценка коррупционных рисков | Примерный порядок проведения оценки:
1) идентификация рисков — определение коррупционных правонарушений, которые могут быть совершены работниками данной организации и обнаружение тех бизнес-процессов и составляющих их подпроцессов («критических точек»), в ходе которых возможно совершение таких неправомерных действий. Приоритет — получение и дача взятки, коммерческий подкуп, неправомерное использование работником своих полномочий для извлечения выгоды; 2) анализ рисков — определение способов совершения коррупционного правонарушения, круга лиц, которые могут быть вовлечены в совершение коррупционного правонарушения, уязвимостей бизнес-процессов; 3) распределение значимости рисков — оценка вероятности совершения коррупционного правонарушения на определенном этапе того или иного бизнес-процесса и возможного вреда, наносимого организации и обществу в целом в случае совершения работником организации коррупционного правонарушения. Принципы оценки: 1) анализу должны подвергаться бизнес-процессы, а не личностные качества сотрудников; 2) проверять на наличие коррупционных рисков все бизнес-процессы при наличии в компании ресурсов; 3) рационально распределять ресурсы. Например, в первый год оценить три направления деятельности или бизнес-процесса организации, в следующий — еще три и так далее, пока не будут проверены все бизнес-процессы; 4) обеспечить беспристрастность лиц, проводящих оценку; 5) максимально четко описать коррупционные риски; 6) увязать результаты оценки коррупционных рисков с осуществляемыми в организации антикоррупционными мероприятиями; 7) регулярность проведения оценки. |
Регулирование конфликта интересов | Особенно пристальное внимание данному инструменту следует уделять компаниям с госучастием. Для частных компаний актуален в связи с противодействием корпоративному мошенничеству. Конфликт интересов не всегда приводит к негативным последствиям для организации, но такая ситуация несет в себе много рисков для организации. Даже в случае принятия решения, которое привело к положительным результатам для организации, при наличии конфликта интересов такая ситуация может привести к сомнениям в объективности со стороны работников организации, подорвать корпоративную культуру. Поэтому перед организациями стоит сложная задача по соблюдению баланса между интересами организации и личной заинтересованностью работников.
Основная задача организации по предотвращению и урегулированию конфликта интересов — это ограничение влияния личного интереса работников на их трудовые функции и принимаемые ими деловые решения. Внимание следует уделить ситуациям, при которых работник может использовать свои полномочия не для выполнения работы, а для получения личной выгоды. Организации рекомендуется определить перечень типовых ситуаций конфликта интересов с учетом специфики своей деятельности. Для этого необходимо одновременное наличие следующих обстоятельств: 1) личного интереса; 2) полномочий; 3) связи между полномочиями и возможностью получения выгоды. Помочь в квалификации ситуации как конфликта интересов могут методические рекомендации по вопросам привлечения к юридической ответственности за непринятие мер по предотвращению и или урегулированию конфликта интересов, размещенные на сайте Минтруда по ссылке: https://rosmintrud.ru/ministry/programms/anticorruption/9/15. |
Стандарты и кодексы поведения | Какие задачи решает:
1) ограничивает возможные действия работника при возникновени конфликта интересов (получение подарка или предложения о работе по совместительству от организации-конкурента). Как результат — установление антикоррупционного стандарта позволит исключить попадание работника в такую ситуацию; 2) затрудняет допущение или сокрытие коррупции. В стандарты следует включить положения, устанавливающие правила поведения сотрудников в области деловых отношений. Можно ограничиться изложением лишь основных ценностей и принципов компании. В любом случае применение типовых решений здесь нежелательно. Руководствоваться при этом можно кодексами деловой этики соответствующего профессионального сообщества. Антикоррупционные стандарты рекомендуется закреплять в ЛНА организации, с которыми работников нужно ознакомить под подпись. Лучше, если все антикоррупционные процедуры будут закреплены в одном локальном акте, к примеру, в кодексе деловой этики поведения. В этот документ также можно включить:
Обязанность соблюдения антикоррупционных стандартов нужно включить в трудовые договоры сотрудников. Для эффективности применения стандартов в них следует предусмотреть положения о применении ответственности за их нарушение. Но только тех, которые не противоречат трудовому законодательству с соблюдением принципов:
В каких сферах прежде всего рекомендуется применять антикоррупционные стандарты:
|
Кроме указанных инструментов, при наличии финансовых возможностей вправе воспользоваться дополнительными инструментами антикоррупционной политики:
- проверка контрагентов и антикоррупционная оговорка;
- антикоррупционный аудит отдельных операций и сделок;
- информирование, консультирование и обучение работников;
- каналы получения информации о возможных коррупционных правонарушениях;
- внутренний контроль и ведение бухгалтерского учета;
- взаимодействие с правоохранительными органами и иными госорганами в целях противодействия коррупции;
- участие в коллективных инициативах;
- мониторинг эффективности реализации мер по предупреждению коррупции.
МИНТРУД РФ «Меры по предупреждению коррупции в организациях»
Документ включен в СПС «КонсультантПлюс»