С первого сентября 2023 года начнется поэтапная перестройка существующего рынка табака и никотинсодержащих продуктов. Это связано со вступлением в силу нового законодательного акта, отвечающего за комплексное регулирование этой области. О том, какие нововведения появятся в связи с его принятием, изложено в материале.

Регулирование табачного рынка

Регулирование рынка табака с 1 сентября 2023 года будет осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 13.06.2023 № 203-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства» (далее – закон № 203-ФЗ).

Закон № 203-ФЗ носит системный характер и охватывает весь спектр существующих подакцизных табачных (сигареты, папиросы, сигары, сигариллы и другие) и никотинсодержащих (изделия из табака нагреваемого, электронные сигареты и никотинсодержащие жидкости) продуктов, а также сырья для их производства (табак, табак нагреваемый, жидкий никотин), и устанавливает над ними комплекс мер государственного регулирования и контроля, включая:

– введение системы лицензирования;

– использование системы мониторинга оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке (ГИСМТ);

– введение госрегистрации оборота, предназначенного для производства специального оборудования;

– определение уполномоченного органа власти, которому предоставят контрольные и надзорные полномочия в области производства и оборота табачной, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства.

Законом № 203-ФЗ не допускается производство и оборот табачных изделий и никотинсодержащей продукции (НСП) без нанесенных на такие изделия маркировки и без представления информации о маркировке в ГИСМТ.

В качестве модели регулирования взята уже налаженная система госрегулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Контрольным (надзорным) органом станет Росалкогольтабакконтроль. Так переименуют уже существующий контрольный орган в сфере оборота алкогольной продукции – Росалкогольрегулирование.

Распространение новых правил на существующий рынок табачной продукции будет происходить поэтапно. К примеру:

– запрет на заключение договоров купли-продажи, мены, уступки требования, перевода долга (за исключением денежного), если указанные сделки совершаются в отношении табачной продукции, начнет действовать с 1 марта 2024 года;

– требования об обязательном наличии разрешения на ведение лицензируемой деятельности применят с 1 марта 2024 года;

– для производителей продукции или сырья положения о нахождении специального производственного оборудования в собственности, хозведении или оперуправлении установят с 1 июля 2025 года.

Никотинсодержащая продукция

Законом № 203-ФЗ определяются основные понятия, используемые в сфере производства и оборота табачных изделий.

При этом иные понятия применяются в значениях, которые предусмотрены:

– техническим регламентом Таможенного союза «Технический регламент на табачную продукцию» (ТР ТС 035/2014);

– Федеральными законами от 22.12.2008 года № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию», от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции».

Понятие НСП закреплено в пункте 3 части 1 статьи 2 Закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ. Под ними понимаются изделия, которые:

– содержат никотин (в том числе полученный путем синтеза) или его производные, включая соли никотина;

– предназначены для потребления никотина и его доставки посредством сосания, жевания, нюханья или вдыхания.

К ним относятся в том числе изделия с нагреваемым табаком, растворы, жидкости или гели с содержанием жидкого никотина в объеме не менее 0,1 мг/мл, никотинсодержащая жидкость, безникотиновая жидкость, порошки, смеси для сосания, жевания, нюханья, и не предназначены для употребления в пищу.

Контроль в сфере изготовления и оборота таких изделий в 2023 году постепенно усиливался:

  1. С 9 мая 2023 года увеличили штрафы за продажу несовершеннолетним сигарет и вейпов. Штраф составит:

– для должностных лиц — от 150 до 300 тыс. рублей;

– для компаний — от 400 до 600 тыс. рублей;

  1. С 28 апреля 2023 года расширился перечень устройств для потребления НСП. В него включили приборы, которые используются для получения безникотинового аэрозоля или пара, составные части и элементы электронных систем доставки никотина и устройств для нагревания табака;
  2. С 1 июня 2023 года действует запрет на устройства для потребления НСП на ярмарках, выставках, дистанционно и через автоматы. Торговать ими можно только в магазинах и павильонах;
  3. С 1 сентября 2023 года запрещено продавать такие изделия по цене ниже минимальной. Порядок ее определения установит кабмин;
  4. С 1 октября 2023 года запрещен оборот немаркированной НСП. До этого времени участники рынка могут промаркировать остатки, находившиеся в обороте по состоянию на 1 марта 2022 года;
  5. С 1 декабря 2023 года запрещен оборот немаркированных жидкостей для электронных сигарет. До этого участники рынка могут промаркировать остатки (жидкости для электронных систем доставки никотина, в том числе безникотиновые, в картриджах, капсулах, а также в составе электронных систем доставки никотина одноразового использования), которые находятся в обороте по состоянию на 15 декабря 2022 года.
Оборот табачных изделий

Оборот – поставка и закупка табачных изделий и сырья для их производства (в том числе при экспорте и импорте), их транспортировка, хранение, розничная продажа.

Это понятие появилось по аналогии с уже существующим определением оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции и применяется на основании Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

Новый закон о рынке табака устанавливает правовые основы государственного регулирования производства и оборота таких изделий. В частности:

– вводится обязательная госрегистрация производственного оборудования для изготовления табачных изделий и сырья;

– разрешается изготовление и оборот только маркированной продукции;

– перечисляются виды деятельности, на осуществление которых потребуется получить разрешение, а также требования к их осуществлению.

С 1 марта 2024 года появится и ряд запретов. Так, не допускается:

– ввод в оборот и оборот изделий, которые должны быть промаркированы, без соответствующих средств идентификации либо без представления сведений о маркировке в ГИСМТ;

– производство, оборот сырья и никотинового сырья, если информация о таком сырье не представлена в установленном порядке в ГИСМТ;

– розничная продажа сырья, никотинового сырья;

– выпуск табачных и никотинсодержащих изделий из сырья, никотинового сырья, если информация о них не представлена в ГИСМТ;

– розничная торговля табаком, никотинсодержащими изделиями не в потребительской упаковке;

– производство, оборот табачных изделий, табачной продукции, сырья, никотинсодержащей продукции и никотинового сырья без соответствующего разрешения;

– продажа сырья, никотинового сырья лицам, не имеющим лицензии;

– поставка табачной продукции и никотинсодержащей продукции лицу, не зарегистрированному в ГИСМТ;

– закупка, поставка табачной продукции и никотинсодержащей продукции лицом, не зарегистрированным в ГИСМТ;

– закупка табачной и никотинсодержащей продукции у лица, не зарегистрированного в ГИСМТ;

– оформление договоров купли-продажи, мены, уступки требования, перевода долга (за исключением денежного), если указанные сделки совершаются в отношении табачных изделий и никотинсодержащей продукции. Заключенные в таких случаях договоры считаются ничтожными.

Контрафакт

Новые правила госрегулирования в сфере изготовления и оборота табака устанавливают меры, направленные на борьбу с контрафактом.

Для того чтобы пресекать незаконный оборот табачных изделий, будут изымать такую продукцию и сырье в случае, если их изготовление и оборот происходят:

– без лицензий;

– без нанесенных на табачные и никотинсодержащие изделия средств маркировки;

– без наличия сведений о маркировке в ГИСМТ;

– без представления данных о сырье и никотиновом сырье в ГИСМТ;

– соответствия табачных и никотинсодержащих изделий техническим регламентам;

– без документа о легальности изготовления и оборота табака, сырья, изделий из него.

Изъятые из незаконного оборота или конфискованные товары должны вывозиться с места изъятия, храниться до проведения необходимых исследований и впоследствии уничтожаться по решению суда.

Лицензия на производство

Выдача разрешений на изготовление табачных продуктов и никотинсодержащих изделий  исключена из сферы ведения Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Устанавливается, что разрешительный характер приобрели следующие виды деятельности:

– изготовление, хранение, поставка произведенных табачных изделий, сырья, никотинсодержащей продукции и сырья;

– изготовление, хранение и поставка изготовленных табачных и никотинсодержащих товаров;

– изготовление, хранение, поставка произведенных сигар.

Разрешение на такую деятельность предусматривает право лицензиата на закупки сырья в объеме не более 25 тонн в год, производство сигар, хранение, поставку и вывод из оборота при экспорте сырья и произведенных лицензиатом сигар.

При этом разрешения выдаются отдельно на изготовление:

– табака, сырья, хранение и поставку изготовленных табачных изделий, сырья;

– никотинсодержащей продукции и сырья, хранение и поставку выпущенной продукции и сырья.

Новыми правилами устанавливается перечень лицензионных требований к производителям табачной продукции. В их числе:

– использование оборудования только в случае, если оно находится у лицензиата в собственности, хозведении или в оперуправлении;

– наличие паспортов оборудования, иных документов и сведений, позволяющих идентифицировать оборудование;

– регистрация заявителя в ГИСМТ;

– соблюдение запрета на размещение на складах и на производстве лицензиата оборудования, если оно не находится в его собственности, на праве хозведения либо оперативного управления;

– соблюдение требований к госрегистрации производственного оборудования в госреестре.

Для вступления в силу требований к производственному оборудованию предусмотрена отсрочка до 1 июля 2025 года.

Акциз на сигареты

В январе 2023 года были увеличены ставки акцизов на сигареты, папиросы, табак (табачные изделия), предназначенные для потребления путем нагревания, а также жидкости для электронных систем доставки никотина.

Так, акциз на сигареты, папиросы установлен:

– с 1 марта по 31 декабря 2023 года исходя из 2 603 рублей за 1 тыс. штук плюс 16 процентов расчетной стоимости, исчисляемой из максимальной розничной цены, но не менее 3 536 рублей за 1 тыс. штук;

– с 1 января по 31 декабря 2024 года исходя из 2 707 рублей за 1 тыс. штук плюс 16 процентов расчетной стоимости, исчисляемой из максимальной розничной цены, но не менее 3 678 рублей за 1 тыс. штук;

– с 1 января по 31 декабря 2025 года исходя из 2815 рублей за 1 тыс. штук плюс 16 процентов расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 3 825 рублей за 1 тыс. штук.

Акциз на табак (табачные изделия), предназначенные для потребления путем нагревания:

– с 1 марта по 31 декабря 2023 года — 8 669 рублей за 1 кг;

– с 1 января по 31 декабря 2024 года — 9 016 рублей за 1 кг;

– с 1 января по 31 декабря 2025 года — 9 377 рублей за 1 кг.

Акциз на жидкости для электронных систем доставки никотина:

– с 1 марта по 31 декабря 2023 года — 20 рублей за 1 мл;

– с 1 января по 31 декабря 2024 года — 21 рубль за 1 мл;

– с 1 января по 31 декабря 2025 года — 22 рубля за 1 мл.

При этом с 1 марта 2023 года внесены изменения, согласно которым перестали быть подакцизными:

– электронные системы доставки никотина;

– устройства для нагревания табака.

В этой связи коды для видов подакцизных товаров 470 и 473 в декларациях по акцизам и косвенным налогам (НДС и акцизам) при импорте товаров в РФ с территории стран — членов ЕАЭС не указываются начиная с отчетности за март 2023 года (письмо ФНС РФ от 03.02.2023 № СД-4-3/1221@).

Табачное регулирование — 2023

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *