С первого ноября текущего года все блогеры, аудитория которых превышает 10 тыс. человек, должны пройти добровольную регистрацию в Роскомнадзоре. Для этого им нужно передать о себе определенный набор сведений. В этой статье расскажем, что предпринять блогерам, чтобы не было к ним претензий у проверяющих органов.
Содержание
Регистрация блогеров в РКН
Новые требования к деятельности блогеров установлены Федеральным законом от 08.08.2024 № 303-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Комментируя рассматриваемое нововведение, Минцифры перечислило преимущества, которые получат официально зарегистрированные блогеры. По мнению министерства, владельцам популярных страничек будет проще защититься от каналов-двойников и легче привлечь рекламодателей, поскольку последние смогут сотрудничать только с каналами, прошедшими процедуру идентификации. Кроме того, к таким страницам повысится доверие подписчиков.
Суть введенных изменений заключается в следующем. Каждый владелец персональной страницы, имеющий 10 тыс. подписчиков, с 01.11.2024 обязан сообщить в Роскомнадзор определенные сведения. После этого блогера внесут в специальный список, что будет означать прохождение им регистрации и получение необходимого статуса.
Лимит подписчиков – определяющий критерий для решения вопроса о необходимости регистрации. Если по состоянию на 01.11.2024 аудитория блогера меньше 10 тыс. человек, предпринимать какие-либо действия не надо, даже если подписчиков 9 999 человек. Но как только количество подписанных на страницу пользователей увеличится до 10 тыс. человек, нужно будет проходить регистрацию.
Если заявку о включении в рассматриваемый список блогеров подаст владелец странички с меньшим количеством подписчиков, его страницу в этот список не включат.
Определять количество своих подписчиков блогер должен по той цифре, которая автоматически указывается на странице. Иначе говоря, вручную подписчиков считать не придется, сколько счетчик сайта насчитает, столько и примут за реальное число пользователей. При этом неважно, где фактически проживают подписчики (в России или за границей), живые ли это люди или фейковые аккаунты.
Не имеет значения также и то, чему посвящен блог, а также кто его ведет – частное лицо, индивидуальный предприниматель, реализующий через соцсети свой бизнес, или компания. Рассматриваемые требования распространяются:
1) на граждан РФ;
2) иностранных граждан;
3) лиц без гражданства;
4) индивидуальных предпринимателей;
5) российские юридические лица;
6) иностранные юридические лица.
Если у одного и того же блогера имеются аналогичные странички в разных соцсетях, то регистрировать придется каждую из них. Исключение составляют сайты, не перечисленные в специальном реестре, который ведет Роскомнадзор.
В настоящее время в указанный реестр входят 14 социальных сетей: «Одноклассники», «Вконтакте», YouTube, «Дзен», Pinterest, Likee, Yappy, Rutube, LiveJournal, «Пикабу», Telegram, TikTok, Twitch и Discord (последний в настоящее время заблокирован). Блогерам-десятитысячникам, ведущим страницы на перечисленных сайтах, регистрироваться необходимо.
Если же сайт в реестр Роскомнадзора не включен, никакой регистрации проходить не нужно. Чтобы проверить, входит ли конкретная социальная сеть в реестр Роскомнадзора, можно пройти по официальной ссылке этого ведомства https://530-fz.rkn.gov.ru/ и задать соответствующий запрос в поисковой форме.
Стоит отметить, что «запрещенные» соцсети в указанном перечне не поименованы, в связи с чем владельцев размещенных в них страниц новые правила не касаются.
Порядок регистрации блогеров
В настоящее время владельцам страниц, на которые подписано от 10 тыс. человек, предложен только один реально работающий способ регистрации – через портал «Госуслуги». Для того чтобы передать таким образом свои данные, нужно иметь подтвержденную учетную запись на этом портале. Минцифры, подробно разобравшее недавно вопросы и ответы пользователей о новых правилах деанонимизации популярных каналов, отметило, что параллельно идет разработка иных способов регистрации. Так, планируется, что в скором времени можно будет идентифицировать свой канал по предварительной записи в центральном аппарате Роскомнадзора или в одном из его территориальных управлений, но пока этот вариант недоступен.
Порядок действий блогера-десятитысячника по регистрации таков:
1. Заполнение формы на сайте госуслуг. К сведениям, которые нужно в ней указать, относится название соцсети, наименование страницы блогера, ссылка на этот канал или страницу, контактные данные, на которые зарегистрирован канал или страница (это может быть электронный адрес или номер телефона), а также контакты администратора страницы.
За несовершеннолетних популярных блогеров сведения об их виртуальных детищах могут подать законные представители (например, мать или отец).
2. Указание описании страницы или в прикрепленном сообщении уникального номера, который Роскомнадзор присваивает после получения заявки о регистрации. Это нужно для того, чтобы чиновники Роскомнадзора могли установить, что конкретная страница действительно принадлежит лицу, направившему заявку. Такая проверка должна занять не более 10 рабочих дней. О ее результатах пользователь получит уведомление в своем личном кабинете на портале госуслуг. Если все в порядке, страницу включат в перечень Роскомнадзора.
3. Как только страница появится в списке, блогеру нужно добавить в описание своей страницы ссылку на запись в реестре Роскомнадзора. Именно наличие этой ссылки и станет подтверждением успешной идентификации страницы.
В своем телеграм-канале 15.11.2024 Минцифры поделилось первыми итогами регистрации блогеров в перечне Роскомнадзора, сообщив, что более 5 тыс. страниц уже включено в указанный электронный список. Одновременно ведомство выделило наиболее распространенные ошибки, которые блогеры допускают при прохождении идентификации. Так, владельцы страниц:
1) забывают проставлять номер заявки, присвоенный Роскомнадзором, в описании своей страницы. Это самая распространенная ошибка, 60 процентов отказов в регистрации объясняется именно ей;
2) неверно заполняют форму на сайте госуслуг (ошибаются в названии канала, адресе или собственных контактных данных);
3) подают заявки, имея меньше 10 тыс. подписчиков.
Если при подаче заявке блогер допустил одну из этих либо иную ошибку и в результате получил отказ в регистрации, ему нужно вновь обратиться в Роскомнадзор.
Представляется, что приведенный порядок регистрации блогеров будет еще неоднократно меняться. Дело в том, что в настоящее время на стадии публичного обсуждения находятся три важных документа, призванных регламентировать процесс регистрации блогеров. К ним относятся:
1) проект приказа
Роскомнадзора «Об утверждении порядка формирования и ведения перечня персональных страниц пользователей социальной сети, объем аудитории каждой из которых составляет более десяти тысяч пользователей социальной сети»;
2) проект постановления Правительства РФ «Об утверждении правил предоставления пользователем социальной сети, объем аудитории персональной страницы которого составляет более десяти тысяч пользователей социальной сети, сведений, позволяющих его идентифицировать», подготовленный Минцифры РФ;
3) проект постановления Правительства РФ «Об утверждении правил размещения на персональной странице, объем аудитории которой составляет более десяти тысяч пользователей социальной сети, информации о включении в перечень персональных страниц, объем аудитории каждой из которых составляет более десяти тысяч пользователей социальной сети».
Согласно перечисленным документам у блогеров-десятитысячников должна появиться не только обязанность разово предоставить сведения о себе и своей странице в уполномоченное ведомство (Роскомнадзор), но также сообщать обо всех изменениях, связанных со страницей. Кроме того, предъявляются определенные требования и к владельцам социальных сетей.
Реестр блогеров
Вопреки бытующему мнению полный реестр всех блогеров ни на каком сайте увидеть нельзя. Но можно проверить, включен ли в этот реестр конкретный блогер. Сделать это просто – достаточно пройти по ссылке, которая, как выше отмечалось, должна быть указана на странице блогера после прохождения процедуры идентификации и получения соответствующего уведомления из Роскомнадзора.
Волноваться о том, что в Сеть утекут персональные данные владельца страницы и (или) ее администраторов, не стоит. Форма предоставления информации предполагает, что по ссылке будет видно только, зарегистрирована ли конкретная страница. Никакие личные данные пользователям не увидят.
Нужно также отметить, что в реестр блогеров не планируется включать владельцев личных сайтов, у которых постоянная аудитория более 10 тыс. человек. Изменения затрагивают именно тех, кто активно ведет социальные сети. Если сайт не имеет к ним отношения, существует отдельно, обязательная регистрация по вышеописанным правилам ему не требуется.
Ответственность блогеров
В настоящее время ответственность блогера за непрохождение процедуры идентификации и непредоставление данных о странице в Роскомнадзор на законодательном уровне не предусмотрена. Не установлены ни штрафы, ни иные взыскания. Однако определенные неприятные последствия для блогеров, проигнорировавших вновь введенные правила, все же настанут, а именно:
1) информацию, размещенную на незарегистрированных страницах, будет запрещено использовать для перепостов (ч. 9.1 ст. 10.6 федерального закона «Об информации»). Если владелец зарегистрированной страницы сделает перепост со страницы, не включенной в перечень Роскомнадзора, его страницу тоже могут исключить из этого перечня;
2) к не внесенной в перечень странице могут ограничить доступ другим пользователям соцсети (п. 14 ч. 1 ст. 10.6 федерального закона «Об информации»). Реализовывать это планируют так: Роскомнадзор будет направлять соответствующее требование владельцу сайта, который и должен будет блокировать доступ пользователей к незарегистрированной странице;
3) владелец страницы, не прошедшей идентификацию, не сможет размещать на ней рекламные объявления (ч. 10.6 ст. 5 Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»). При нарушении данного требования возможно наступление административной ответственности по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ. Размер штрафа различается в зависимости от категории нарушителя и может составить от 2 до 2 500 рублей для физлица, от 4 до 20 тыс. рублей для должностного лица и от 100 до 500 тыс. рублей для организаций. Штраф придется заплатить как рекламодателю, так и рекламораспространителю;
4) владельцу незарегистрированной страницы будет запрещено просить о донатах для ее развития (ст. 1.3 ст. 10.6 федерального закона «Об информации»).
Все перечисленные ограничения и санкции начнут применяться с 01.01.2025.