В некоторых случаях прежде чем обратиться с иском в суд, следует соблюсти претензионный порядок. В чем он заключается и что будет, если нарушить эту процедуру, расскажем далее в нашей статье.
Претензионный порядок или досудебное урегулирования спора – одна из форм защиты гражданских прав, которая заключается в попытке урегулирования спорных вопросов непосредственно между сторонами спора до передачи дела в суд. Такую деятельность контрагенты могут проводить самостоятельно либо с привлечением третьих лиц (медиаторов, финансового уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг), а также посредством обращения к уполномоченному органу публичной власти для разрешения спора в административном порядке (п. 2 ст. 11 ГК РФ, ч. 4 ст. 3 ГПК РФ, ч. 5 ст. 4 АПК РФ, п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства» от 22.06.2021 № 18).
При несоблюдении претензионного (досудебного) порядка исковое заявление подлежит возврату судом (п. 5 ч. 1 ст. 129 АПК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 129 КАС РФ), а в случае принятия к производству — оставлению без рассмотрения (п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ, абз. 2 ст. 222 ГПК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 196 КАС РФ).
Обязательный претензионный порядок нужно соблюсти в следующих случаях.
1. При обращении в арбитражный суд с иском о взыскании денег по договору, другой сделке или вследствие неосновательного обогащения (ч. 5 ст. 4 АПК РФ).
2. При расторжении или изменении договора через суд (п. 2 ст. 452 ГК РФ).
3. В случаях, предусмотренных федеральным законом или договором, если истец требует в арбитражном суде (ч. 5 ст. 4 АПК РФ):
• не деньги, а другое имущество по договорам и иным сделкам. Например, товар от поставщика;
• неосновательное обогащение в натуре (ст. 1104 ГК РФ). Например, вернуть здание, которое истец передал по оказавшемуся незаключенным договору аренды;
• деньги, но не на основании сделки и не вследствие неосновательного обогащения. Например, правообладатель требует от нарушителя исключительных прав возместить убытки или выплатить компенсацию, при этом обе стороны должны быть юрлицами и (или) ИП (п. 5.1 ст. 1252 ГК РФ).
4. В ситуациях, предусмотренных федеральным законом, если экономический спор вытекает из административных и иных публичных правоотношений (ч. 5 ст. 4 АПК РФ). Например, досудебный порядок может быть предусмотрен для налоговых или таможенных споров.
5. В случаях, предусмотренных федеральным законом при обращении в суд общей юрисдикции (п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ).
6. В случаях, предусмотренных федеральным законом при обращении в КАС (ч. 3 ст. 4 КАС РФ).
Федеральными законами обязательный досудебный порядок урегулирования спора предусмотрен, в частности, по спорам:
• об осуществлении страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (п. 5.1 ст. 14.1, п. 1 ст. 16.1, п. 3, абз. 2 п. 4 ст. 19 Закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 № 40-ФЗ);
• о назначении обеспечения по страхованию, в том числе относительно размера обеспечения по страхованию, или об отказе в назначении обеспечения по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ст. 15.2 Закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 № 125-ФЗ);
• о цене на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя (ч. 5 ст. 23.4 Закона «О теплоснабжении» от 27.07.2010 № 190-ФЗ);
• вытекающим из воздушной перевозки груза или воздушной перевозки почты (п. 3 ст. 124 Воздушного кодекса РФ);
• вытекающим из железнодорожной перевозки груза, грузобагажа, порожнего грузового вагона (ст. 120 Устава железнодорожного транспорта);
• вытекающим из перевозки груза автомобильным транспортом (ч. 2 ст. 39 Закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 № 259-ФЗ);
• вытекающим из договоров транспортной экспедиции, связанной с осуществлением предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 12 Закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.2003 № 87-ФЗ);
• вытекающим из договоров об оказании услуг связи, в том числе почтовой (п. 4 ст. 55 Закона «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ, ч. 7 ст. 37 Закона «О почтовой связи» от 17.07.1999 № 176-ФЗ) и так далее.
Как соблюсти обязательный претензионный порядок.
Претензию нужно составить в письменной форме. В ней следует:
• описать отношения, которые связывают вас с контрагентом, и какое нарушение он допустил;
• указать, при каких обстоятельствах было обнаружено нарушение, и чем подтверждается факт его совершения;
• привести требования и назначить срок для их удовлетворения. Если требования денежные, нужно включить в претензию расчет суммы. Если требуете изменения или расторжения договора, необходимо указать основания для этого со ссылкой на закон или договор. Если впоследствии суммы основного долга, неустойки, отраженные в претензии и в исковом заявлении, не совпадут, это не будет свидетельствовать о несоблюдении обязательного досудебного порядка урегулирования спора (п. 14 Постановления Пленума ВС РФ № 18, п. 11 обзора, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020).
В некоторых случаях содержание претензии установлено нормативными актами. Например, при перевозке грузов автомобильным транспортом (п. 90 правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 № 2200). Также законодательство может регламентировать, какие документы нужно приложить к претензии (например, п. 3 ст. 12 Закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.2003 № 87-ФЗ). Если их не направить, досудебный порядок не будет считаться соблюденным. Вместе с тем в некоторых случаях их отсутствие допускается. Например, если истец не смог представить все необходимые документы, но из поданных бумаг очевидно следует существо и размер требований, досудебный порядок считается соблюденным (п. 17 постановления Пленума ВС РФ № 18).
Подписать документ должен руководитель или уполномоченное доверенностью лицо.
Претензию нужно направить по адресу контрагента, который он указал в договоре как исключительный адрес для отправки юридически значимых сообщений. Именно такой адрес считается надлежащим, кроме случаев, когда вам известно (должно быть известно), что этот адрес недостоверен.
Если в договоре такой адрес не приведен, претензию нужно направить:
• по юридическому адресу (адресу, указанному в ЕГРЮЛ), если контрагент — юрлицо. Если претензию доставят по этому адресу, она считается полученной, даже если он там не находится (п. 3 ст. 54 ГК РФ). Претензию можно направить и пр адресу филиала (представительства) юрлица, если исковые требования вытекают из деятельности филиала или представительства (п. 11 постановления Пленума ВС РФ № 18). Если контрагент — индивидуальный предприниматель, документы нужно направить по адресу, отраженному в ЕГРИП. Вместе с тем направление претензии по другому указанному в договоре адресу также будет свидетельствовать о соблюдении претензионного порядка (п. 4 обзора, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020);
• с использованием информационно-телекоммуникационной сети, например, по адресу электронной почты, в социальные сети и мессенджеры, если такой порядок установлен нормативным правовым актом, явно и недвусмысленно предусмотрен договором либо данный способ переписки является обычной сложившейся деловой практикой между сторонами и ранее обмен корреспонденцией осуществлялся таким образом (п. 13 постановления Пленума ВС РФ № 18). Главное, чтобы можно было установить, от кого она, кому адресована (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 23.07.2021 № Ф05-17955/2021 по делу № А40-45446/2021).
Обращаться в суд можно только после того, когда был получен ответ на претензию или истек срок ответа на нее, установленный законом или договором. Например, если спор рассматривает арбитражный суд, то по общему правилу для денежных требований, возникающих из договоров и других сделок, а также вследствие неосновательного обогащения, это 30 календарных дней со дня направления претензии (ч. 5 ст. 4 АПК РФ, п. 43 постановления Пленума ВС РФ № 18). Если в претензии установлен более длительный срок, рекомендуем дождаться его окончания. Арбитражный суд возвратит иск, если тот подан до истечения установленного срока досудебного порядка урегулирования спора и отсутствует ответ на претензию либо иной документ, подтверждающий соблюдение этого порядка (п. 22 постановления Пленума ВС РФ № 18, п. 8 обзора, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020).
Если договором или законом не установлен обязательный претензионный порядок, это не означает, что стороны не могут попытаться урегулировать спор до обращения в суд. В этом случае претензия составляется и направляется контрагенту по правилам, описанным выше.
Однако ее ненаправление не станет основанием для возврата иска или оставления его без рассмотрения.
Претензию нужно направить по адресу контрагента, который он указал в договоре как исключительный адрес для отправки юридически значимых сообщений. Если такой адрес изменился и контрагент об этом не уведомил, то при отправке претензии по адресу, указанному в договоре, досудебный порядок будет считаться соблюденным. Даже если контрагент претензию не получил.
Если стороны в договоре не согласовали исключительный адрес для отправки юридически значимых сообщений, то претензию необходимо направлять по адресу, указанному в ЕГРЮЛ. Если адрес поменялся и документы были направлены по прежнему адресу, то досудебный порядок не будет соблюден, поскольку ответчик не получил претензию по вине истца.
Если юридический адрес изменился, но контрагент не внес данные об этом в ЕГРЮЛ, то он несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших на его адрес, указанный в ЕГРЮЛ, и риск отсутствия по этому адресу своего представителя. Он не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юрлица, ссылаться на сведения, не внесенные в реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем (п. 2 ст. 51 ГК РФ, в п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 61).
Поэтому если претензия была направлена и поступила по верному адресу, но не была вручена адресату по зависящим от него обстоятельствам, она считается полученной. Например, если ответчик уклонился от получения письма в отделении связи и оно вернулось отправителю по истечении срока хранения, считается, что претензия доставлена адресату (п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25). Следовательно, в этом случае ответчик не сможет ссылаться на несоблюдение досудебного порядка урегулирования спора.