Практически все компании и индивидуальные предприниматели при расчетах должны использовать контрольно-кассовую технику. Если ее не применять или применять неправильно есть риск быть привлеченным к административной ответственности. Как правило, это наложение штрафа либо вынесение предупреждения. Есть возможность уменьшить размер штрафа или вообще избежать наказания. Подробности в нашей статье.
Неприменение ККТ в случаях, установленных законодательством РФ, влечет наложение штрафа (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ):
• на должностных лиц – в размере от 1/4 до 1/2 суммы расчета без применения ККТ, но не менее 10 тыс. рублей. Указанная ответственность распространяется и на индивидуальных предпринимателей (ИП). Дело в том, что, согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ, ИП отвечают так же, как должностные лица, если КоАП РФ не установлено другое правило;
• на компанию – в размере от 3/4 до одного размера суммы расчета без применения ККТ, но не менее 30 тыс. рублей.
Социально ориентированным некоммерческим организациям (СОНКО) и субъектам малого бизнеса, отнесенным к малым предприятиям, в том числе микропредприятиям, штраф назначают в размере от 3/8 до 1/2 суммы расчета без применения ККТ, но не менее 15 тыс. рублей. Речь идет о юрлицах, включенных на момент совершения правонарушения в соответствующие реестры (ч. 2, 3 ст. 4.1.2, ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ).
Административный штраф заменят предупреждением, если правонарушение совершено впервые и соблюдены все необходимые условия замены, перечисленные в ст. 4.1.1 КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1.1, ч. 2, 3 ст. 3.4 КоАП РФ, п. 1 Письма ФНС России от 15.02.2022 № АБ-4-20/1791@). Если несколько правонарушений выявлены одномоментно, то это не свидетельствует о том, что они совершены неоднократно. Следовательно, при назначении наказания допустимо применять ст. 4.1.1 КоАП РФ (п. 2 Письма ФНС России от 15.02.2022 № АБ-4-20/1791@).
К ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ привлекут, в частности, если (п. п. 5, 6 Письма ФНС России от 18.04.2022 № АБ-4-20/4695@):
• при расчетах через автоматическое устройство не применяется касса и не выдается или не направляется клиенту кассовый чек;
• один QR-код используется по двум контрольным билетам при расчетах за услуги по перевозке пассажиров.
Если в ходе контрольного мероприятия, проводимого за какой-либо период, выявлено несколько правонарушений по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, наказание назначают как за совершение одного правонарушения в размере доли от общей суммы ущерба, причиненного в результате каждого правонарушения (ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ, Письмо ФНС России от 09.09.2022 № АБ-4-20/11978@).
Повторное неприменение ККТ при условии, что сумма расчетов без использования ККТ составила, в том числе в совокупности, 1 млн рублей и более, влечет (ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ):
• дисквалификацию должностных лиц на срок от одного года до двух лет;
• в отношении ИП и компаний – приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Отсутствие ККТ само по себе нарушением не является. В КоАП РФ не содержатся меры ответственности за неустановку кассового аппарата. Ответственность наступает, если не применить кассовую технику в случаях, установленных законодательством.
Напомним, что компании и ИП должны применять ККТ при любых расчетах с физлицами за товары, работы или услуги. А с юрлицами и ИП — при оплате наличными или электронными средствами платежа — картой или смартфоном через POS-терминал (Письмо ФНС от 18.11.2020 № АБ-4-20/18887@).
ИП должны использовать кассовую технику, даже если у них нет сотрудников. УСН от использования ККТ не освобождает.
Компании и ИП не применяют кассы в случаях, перечисленных в ст. 2 Закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» от 22.05.2003 № 54-ФЗ.
При ПСН можно не пробивать чеки по некоторым видам деятельности. Но в рознице, общепите, перевозках ККТ обязательна.
Без касс могут работать самозанятые, они оформляют чеки в приложении «Мой налог».
Кроме ответственности за неприменение ККТ, штрафы могут последовать за следующие виды правонарушений.
1. Применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям, либо ее применение с нарушением порядка регистрации, сроков и условий перерегистрации, а также порядка и условий применения. Такое нарушение влечет (ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ):
• для должностных лиц (ИП) — предупреждение или штраф от 1,5 тыс. до 3 тыс. рублей;
• организаций — предупреждение или штраф от 5 тыс. до 10 тыс. рублей.
СОНКО и субъектам МСП, отнесенным к малым предприятиям, в том числе микропредприятиям, штраф назначают в размере от 2,5 тыс. до 5 тыс. рублей (ч. 2, 3 ст. 4.1.2, ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ).
К ответственности по ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ привлекут, в частности, если выдан кассовый чек, в котором нет обязательного реквизита и есть недостоверная информация о наименовании товара (п. 1 Письма ФНС России от 18.04.2022 № АБ- 4-20/4695@).
К административной ответственности не привлекут, если в печатной форме кассового чека нет таких реквизитов, как (Письмо ФНС России от 02.04.2021 № АБ-4-20/4418@, п. 4 Письма ФНС России от 15.02.2022 № АБ-4-20/1791@):
• «номер смены», «номер чека за смену», поскольку они обязательны только для электронной формы кассового чека начиная с версии 1.05 ФФД;
• «адрес сайта ФНС», «применяемая система налогообложения», так как они не являются обязательными для печатной формы кассового чека.
2. Невыдача покупателю или клиенту кассового чека или бланка строгой отчетности (БСО) либо ненаправление этих документов в электронной форме покупателю по его требованию. За такое нарушение (ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ):
• должностному лицу или ИП грозит предупреждение или штраф в размере 2 тыс. рублей;
• организации – предупреждение или штраф 10 тыс. рублей.
СОНКО и малым предприятиям, в том числе микропредприятиям, штраф назначают в размере 5 тыс. рублей (ч. 2, 3 ст. 4.1.2, ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ).
3. Непредставление по запросу ИФНС информации и документов, связанных с применением ККТ, а также представление их с нарушением установленных сроков. Это наказывается (ч. 5 ст. 14.5 КоАП РФ):
• для должностных лиц (ИП) предупреждением или штрафом от 1,5 тыс. до 3 тыс. рублей;
• для компании предупреждением или штрафом от 5 тыс. до 10 тыс. рублей.
СОНКО и малым предприятиям, в том числе микропредприятиям, штраф назначают в размере от 2,5 тыс. до 5 тыс. рублей (ч. 2, 3 ст. 4.1.2, ч. 5 ст. 14.5 КоАП РФ).
К ответственности по ч. 5 ст. 14.5 КоАП РФ привлекут, например, в том случае, если в налоговый орган в установленный срок не предоставить фискальные данные и отчет о закрытии фискального накопителя (п. 2 Письма ФНС России от 18.04.2022 № АБ-4-20/4695@).
Штрафа за неприменение ККТ, за применение техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо за применение ее с нарушением порядка регистрации, перерегистрации и применения, а также за невыдачу кассового чека можно избежать. Для этого нужно (примечание к ст. 14.5 КоАП РФ) направить в налоговый орган кассовый чек коррекции (БСО коррекции), если нарушение исправляется его формированием.
В остальных случаях необходимо выполнить следующие действия:
• добровольно исполнить обязанность, за неисполнение или ненадлежащее исполнение которой предусмотрена административная ответственность, до вынесения постановления об административном правонарушении;
• добровольно в течение трех рабочих дней с момента исполнения обязанности заявить в налоговый орган через кабинет ККТ о совершенном правонарушении (пп. 7 п. 1, п. 16 Приложения к Приказу ФНС России от 19.07.2021 № ЕД-7-20/673@).
Во всех случаях одновременно должны соблюдаться следующие условия:
• на момент получения заявления (чека коррекции) налоговый орган не знал о совершенном административном правонарушении;
• представленные сведения и документы (чек коррекции) подтверждают факт правонарушения.
Если нарушение можно исправить, сформировав чек коррекции, в нем должно быть достаточно сведений, позволяющих идентифицировать расчет, в отношении которого применяется корректировка, например, в форме указания фискального признака документа, ранее некорректно сформированного с применением ККТ, в том числе с применением другой единицы техники (Письмо ФНС России от 23.03.2021 № АБ-4-20/3755@).
Чек коррекции в отношении расчета, произведенного без применения ККТ, помимо обязательных реквизитов чека коррекции должен содержать реквизиты, соответствующие расчету, который был произведен без ККТ: дату, наименование товара, работы, услуги, адрес расчета и другие реквизиты, предусмотренные Приказом ФНС России от 14.09.2020 № ЕД-7-20/662@ (Письмо ФНС России от 23.03.2021 № АБ-4-20/3755@).
В случае корректировки только общей суммой расчетов:
• если используются форматы фискальных документов версий 1.05 и ниже — в дополнение к чекам коррекции и (или) новым кассовым чекам, сформированным для исправления некорректных кассовых чеков, необходимо направить в налоговый орган сведения и документы, достаточные для установления каждого события административного правонарушения, то есть для идентификации каждого конкретного расчета;
• если используются форматы фискальных документов версии 1.1 — в дополнение к чекам коррекции такие сведения и документы направляются, чтобы налоговый орган мог однозначно применить положения примечания к ст. 14.5 КоАП РФ в части освобождения от ответственности.
Штраф за неприменение ККТ, за применение техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо за ее применение с нарушением порядка регистрации, перерегистрации и применения, а также за невыдачу кассового чека можно уменьшить до 1/3 от его минимального размера (ч. 3.4 ст. 4.1 КоАП РФ). Для этого должны быть соблюдены следующие условия (ч. 4 ст. 28.6 КоАП РФ, пп. 8 п. 1, п. 17 Приложения к Приказу ФНС России от 19.07.2021 № ЕД-7-20/673@):
• налоговый орган выявил данные, указывающие на совершение правонарушения, в ходе автоматизированной проверки;
• компания или ИП добровольно устранили нарушение до вынесения постановления об административном нарушении;
• они признали факт совершения правонарушения через кабинет ККТ до вынесения постановления об административном нарушении.
Для исправления нарушений, как правило, нужно пробить чеки коррекции.
Контроль за соблюдением порядка применения ККТ осуществляют налоговые органы. Положение о контроле утверждено Постановлением Правительства РФ от 28.02.2022 № 272.
Инспекторы имеют право (п. 4 Положения № 272, п. 2 ст. 7 Закона № 54-ФЗ, ч. 2 ст. 29 Закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» от 31.07.2020 № 248-ФЗ):
• получать, например, с использованием технических средств беспрепятственный доступ к ККТ, в том числе для считывания фискальных данных, которые хранятся в ее фискальном накопителе;
• получать беспрепятственный, в том числе, дистанционный, доступ к фискальным данным, содержащимся в базе данных оператора фискальных данных;
• проводить контрольные мероприятия в отношении того, правильно ли учитываются наличные деньги при применении контрольно-кассовой техники;
• запрашивать необходимые пояснения, справки, сведения и документы, в том числе через кабинет ККТ;
• проводить контрольные мероприятия в отношении того, как оформлены и выданы кассовые чеки, БСО и другие документы, подтверждающие расчет с покупателем. Такие проверки инспекторы могут проводить путем контрольной закупки, приобретая и оплачивая товары, работы, услуги;
• выносить предписания об устранении выявленных нарушений;
• взаимодействовать с органами внутренних дел и органами федеральной службы безопасности.
По окончании контрольного (надзорного) мероприятия на месте его проведения оформляют акт. Если выявлены нарушения, выдается предписание об их устранении с указанием сроков (п. п. 36, 37, 40 Положения № 272).
При осуществлении контроля за соблюдением законодательства о применении ККТ плановые мероприятия не проводятся (п. 1 ст. 7 Закона № 54-ФЗ, п. 17 Положения № 272). Внеплановые выездные проверки проводят без уведомления проверяемого лица (п. 2.2 ст. 7 Закона № 54-ФЗ).
Срок давности привлечения к ответственности за правонарушения, связанные с применением ККТ, составляет один год. Этот срок начинает исчисляться со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — со дня его обнаружения проверяющим (ч. 1, 2 ст. 4.5 КоАП РФ, Постановление Конституционного Суда РФ от 17.05.2022 № 19-П).
Под длящимся правонарушением следует понимать длительное систематическое нарушение порядка применения ККТ (п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» от 24.03.2005 № 5).