Компании и граждане в силу закона должны предоставлять в различные госорганы информацию, сдавать отчетность. Если сведения недостоверны, представившим их лицам грозит ответственность. Она зависит от статуса лица, давшего информацию, органа, в который она была представлена, и последствий, которые наступили из-за представления недостоверных данных. Подробности изложены в нашей статье.
Законодательство не содержит понятия «недостоверные сведения». Существуют решения, ведомственные акты, позволяющие определить, что понимается под недостоверными сведениями. Например, УФАС России считает, что это сведения, не соответствующие действительности (Решение Московского УФАС РФ от 21.04.2020 по делу № 077/07/00-6652/2020).
Пункт 15 методических рекомендаций по применению правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761, под предоставлением заведомо недостоверных сведений рекомендует понимать явное несоответствие сведений, указанных в заявлении и в представленных заявителем документах, фактическим обстоятельствам, о котором заявителю известно в момент представления заявления и соответствующих документов (приказы Минстроя РФ № 1037/пр, Минтруда РФ № 857 от 30.12.2016).
Таким образом, недостоверные сведения – это информация, которые не соответствует действительности (фактическим обстоятельствам).
Понятие «заведомо ложные сведения» также законом не закреплено. Например, согласно главе 2 методических рекомендаций по выявлению и пресечению преступлений в сфере экономики и против порядка управления, совершенных сторонами исполнительного производства, утвержденных ФССП РФ 15.04.2013 № 04-4, под предоставлением заведомо ложных сведений понимают передачу в банк или иному кредитору сведений, о недостоверности которых виновный осведомлен:
• неверные данные об учредителях, руководителях, акционерах, основных партнерах предприятия, связях, кооперации с другими фирмами;
• фиктивные гарантийные письма, поручительства, предоставленное в залог имущество, на которое нельзя обратить взыскание;
• сфальсифицированные договоры, платежные, транспортные и иные документы о хозяйственной операции, на которую испрашивается кредит;
• неверные данные складского и бухгалтерского учета и так далее.
Включение в налоговую декларацию заведомо ложных сведений может выражаться в умышленном неотражении данных о доходах, в уменьшении действительного размера дохода. К заведомо ложным сведениям могут быть также отнесены не соответствующие действительности данные о времени (периоде) понесенных расходов, полученных доходов и так далее (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 № 48 «О практике применения судами законодательства об ответственности за налоговые преступления»).
Таким образом, под предоставлением заведомо ложных сведений понимается умышленное указание в документах недостоверных данных с целью получения каких-либо выгод путем обмана, сопряженное, как правило, с нарушением прав и (или) законных интересов других лиц.
То есть единственное различие между недостоверными и заведомо ложными сведениями состоит в том, что недостоверные сведения могут быть предоставлены и неумышленно, например, в результате заблуждения, ошибок, использования непроверенных данных и так далее. Лицо, предоставившее недостоверные сведения, может в их отношении добросовестно заблуждаться, считая их достоверными. Лицо же, предоставившее заведомо ложные сведения, действует умышленно, то есть знает об их недостоверности и желает или сознательно допускает их предоставление.
Проверка достоверности сведений о юрлице в ЕГРЮЛ проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности. Например, при поступлении возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава компании или предстоящего включения сведений в ЕГРЮЛ (п. 4.2 ст. 9 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ).
По результатам проверки может быть установлена недостоверность содержащихся в ЕГРЮЛ сведений:
• об адресе компании;
• о ее участниках;
• о Ф.И.О. и должности лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица;
• его паспортных данных или данных иных документов, удостоверяющих личность;
• его месте жительства;
• его ИНН.
В таком случае налоговый орган направляет уведомление о необходимости представления достоверных сведений (п. 6 ст. 11 закона № 129-ФЗ).
В течение 30 дней с момента направления уведомления компания должна сообщить нужные сведения или представить необходимые документы. В противном случае регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в нем сведений о юридическом лице (п. 6 ст. 11, пп. «з.1» п. 7 ст. 7.1 закона № 129-ФЗ).
Представление недостоверных сведений о компании или ИП в регистрирующий орган в случаях, если такое представление предусмотрено законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 тыс. рублей (ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ). Повторное предоставление недостоверных сведений, а также представление документов, содержащих заведомо ложные сведения, влечет дисквалификацию должностных лиц на срок от 1 года до 3 лет (ч. 5 ст. 14.25 КоАП РФ).
Для лиц, представивших заведомо ложные сведения при государственной регистрации в целях фальсификации ЕГРЮЛ, предусмотрена уголовная ответственность (ст. 170.1 УК РФ).
Наличие в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений о фирме может повлечь для нее и ее должностных лиц другие негативные последствия:
• предъявление регистрирующим органом иска о ликвидации компании как действующей с грубым нарушением закона. В частности, при недостоверности адреса это возможно при наличии двух условий: у регистратора есть информация о невозможности связаться с фирмой по адресу в ЕГРЮЛ; достоверные сведения об адресе по запросу регистратора не представлены (пп. 1 п. 3 ст. 61 ГК РФ, п. 2 ст. 25 закона № 129-ФЗ, п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» от 30.07.2013 № 61);
• исключение компании из ЕГРЮЛ регистрирующим органом без обращения в арбитражный суд при наличии в реестре сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем 6 месяцев с момента внесения такой записи (п. 5 ст. 21.1 закона № 129-ФЗ). Не допускается исключение из реестра организаций, в отношении которых имеется запись о недостоверности сведений, но которые фактически осуществляют деятельность и с которыми есть возможность поддерживать связь (п. 3.3 письма ФНС РФ от 09.04.2020 № КВ-4-14/6053@ «О направлении обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов № 1»);
• ограничение возможности стать учредителями (участниками) или руководителем другой компании в течение 3 лет с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности для участников ООО с долей не менее чем 50 процентов, а также руководителя фирмы, действующего без доверенности от ее имени, в отношении которых в ЕГРЮЛ содержится запись о недостоверности сведений. Исключение – лица, подавшие о себе форму Р34001 (абз. 4, 5 пп. «ф» п. 1 ст. 23 закона № 129-ФЗ).
За подачу недостоверных сведений о доходах физлиц (приложение № 1 к расчету 6-НДФЛ) компанию или ИП могут оштрафовать на 500 рублей за каждый документ, представленный с недостоверными сведениями (п. 1 ст. 126.1 НК РФ). Руководителю организации или иному должностному лицу также грозит административный штраф от 300 до 500 рублей (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).
Если из-за недостоверных сведений оказался не уплачен (уплачен не полностью) НДФЛ, то компании придется заплатить штраф 20 процентов от суммы налога, которая не была уплачена в срок (п. 1 ст. 123 НК РФ).
Директора организации (главбуха, другое должностное лицо) или ИП могут привлечь к уголовной ответственности, если выяснится, что налог не уплачен в крупном или особо крупном размере в их личных интересах (п. 4 ст. 108 НК РФ, ст. 199.1 УК РФ).
Если к уголовной ответственности привлекут ИП, то налоговый штраф к нему уже неприменим (п. 15.1 ст. 101, п. 2 ст. 108 НК РФ).
Кроме того, компании начислят пени (п. п. 1, 7 ст. 75 НК РФ).
Даже если компанию оштрафовали, она тем не менее должна перечислить в бюджет неуплаченный налог и начисленные пени (п. 5 ст. 108 НК РФ).
Штрафа можно избежать, если погасить недоимку и пени до того, как инспекция обнаружит неуплату и сообщит об этом либо назначит выездную проверку (п. 2 ст. 123 НК РФ).
Кроме того, штрафа поможет избежать самостоятельное выявление несвоевременной уплаты (неполной уплаты) НДФЛ и перечисление задолженности и соответствующих сумм пеней до завершения камеральной проверки, а также до составления акта по ее результатам (письмо ФНС РФ от 02.08.2021 № ЕА-4-15/10852@).
За недостоверные сведения в налоговой декларации ответственность НК РФ прямо не предусмотрена. Однако это может повлечь:
• аннулирование декларации по НДС, а также расчета по страховым взносам – если из-за недостоверных сведений показатели декларации не соответствуют контрольным соотношениям, что указывает на нарушение порядка ее заполнения (пп. 6 п. 4.1 ст. 80, п. 5.3 ст. 174 НК РФ), а в случае РСВ — если недостоверными оказались сведения, указанные в п. 7 ст. 431 НК РФ;
• налоговую, административную или уголовную ответственность за неуплату налогов (страховых взносов), а также начисление пеней – если недостоверные сведения привели к такой неуплате (ст. 75, п. 3 ст. 120, ст. 122, 123, 129.3, 129.5 НК РФ, ст. 15.11, 15.15.6 КоАП РФ, ст. 198–199.1 УК РФ).
Налоговая ответственность
Если представление недостоверных сведений в декларации привело к неуплате налога, то в таком случае компанию (ИП) могут оштрафовать:
• по пункту 3 ст. 120 НК РФ. Штраф составит 20 процентов от неуплаченной суммы, но не менее 40 тыс. рублей;
• по статье 122 НК РФ. Штраф составит 20 процентов от неуплаченной суммы, а если инспекция докажет наличие умысла в действиях налогоплательщика – 40 процентов от недоимки (пп. 1, 3 ст. 122 НК РФ).
Нарушения по пункту 3 статьи 120 и по ст. 122 НК РФ схожи по составу. Поэтому если действия налогоплательщика можно квалифицировать как по той, так и по другой норме, то какую ответственность применить, инспекторы решают сами. В любом случае применять сразу два штрафа за одно и то же нарушение нельзя (п. 2 ст. 108 НК РФ, Определение Конституционного Суда РФ от 18.01.2001 № 6-О).
Штрафов по пункту 3 статьи 120 и по ст. 122 НК РФ можно избежать, если исправить ошибки в расчете налога и подать уточненную декларацию. При этом в зависимости от ситуации нужно выполнить следующие условия.
1. Если срок подачи первичной декларации не прошел, нужно сдать «уточненку» до конца срока (пп. 1, 2 ст. 81 НК РФ). Если по первичной декларации налог уже уплачен, то нужно доплатить его, пока не прошел срок уплаты.
2. Если срок подачи первичной декларации прошел, а срок уплаты налога — еще нет, нужно подать «уточненку» как можно быстрее, пока инспекция не нашла ошибку и не сообщила о ней либо не назначила выездную проверку (пп. 1, 3 ст. 81 НК РФ). До конца срока уплаты надо доплатить налог.
3. Если сроки подачи первичной декларации и уплаты налога прошли, то «уточненку» нужно подать:
• до того как инспекция найдет ошибку и сообщит о ней либо назначит выездную проверку. При этом до подачи «уточненки» нужно уплатить налог и пени (п. 1, пп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ);
• после того как инспекция провела выездную проверку и не нашла ошибки за период, по которому была подана первичная декларация (п. 1, пп. 2 п. 4 ст. 81 НК РФ).
Если была переплата по налогу, штрафов по ст. 122 НК РФ также можно избежать. Однако при этом (пп. 5, 7 ст. 78, пп. 1, 3 ст. 79 НК РФ, п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57):
• переплата должна сохраниться на дату, когда наступил срок уплаты налога за период, по которому его занизили;
• срок ее возврата (зачета) еще не истек;
• она покрывает размер недоимки;
• не зачтена на дату решения о проверке в счет других долгов по налогам.
Если переплата покрывает недоимку лишь частично, от ответственности компанию или ИП освободят в соответствующей части (п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).
Административная ответственность
Административная ответственность наступит, если налог занижен на 10 процентов и больше из-за искажения данных бухучета (ст. 15.11, п. 1 прим. к ст. 15.11 КоАП РФ). На должностных лиц компании могут наложить штраф в размере:
• от 5 до 10 тыс. рублей – если нарушение первое (ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ);
• от 10 до 20 тыс. рублей – при повторном нарушении. Вместо штрафа может быть назначена дисквалификация должностного лица на срок от одного года до двух лет (п. 2 ч. 1 ст. 4.3, ст. 4.6, ч. 2 ст. 15.11 КоАП РФ).
Если нарушение касается представления бухгалтерской, бюджетной (финансовой) отчетности учреждения, ответственность по ст. 15.11 КоАП РФ не наступает. Должностных лиц организаций госсектора привлекают к ответственности в особом порядке по ст. 15.15.6 КоАП РФ. К ответственности могут привлечь директора, главного бухгалтера или другое должностное лицо. Кого именно привлекут, зависит от того, кто был ответственным за ведение бухучета и отражение операции, данные по которой оказались искажены.
Как правило, директор отвечает за организацию бухучета, а главбух за его ведение, поэтому именно их чаще всего привлекают к ответственности (ч. 1, 3 ст. 7 Закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, п. 24 Постановления Пленума ВС РФ от 24.10.2006 № 18).
Одновременно могут привлечь к ответственности и компанию, и ее должностных лиц. Это не противоречит законодательству, так как субъекты ответственности разные. Организацию привлекают к налоговой ответственности, а должностных лиц – к административной (п. 4 ст. 108 НК РФ).
ИП к административной ответственности не привлекают (прим. к ст. 15.3 КоАП РФ). Их привлекают только к налоговой ответственности. Иначе получится, что за одно и то же нарушение физлицо накажут дважды – по НК РФ и по КоАП РФ.
К тому же в большинстве случаев ИП могут не вести бухгалтерский учет, в то время как административная ответственность по ст. 15.11 КоАП РФ предусмотрена за неуплату налогов, которая произошла именно из-за искажения данных бухучета (п. 1 ч. 2 ст. 6 закона № 402-ФЗ, п. 1 прим. к ст. 15.11 КоАП РФ).
Чтобы избежать административной ответственности, нужно подать уточненную декларацию (расчет), доплатить налог и пени (п. 2 прим. к ст. 15.11, пп. 1 п. 6 прим. к ст. 15.15.6 КоАП РФ).
Уголовная ответственность
Уголовная ответственность наступает за уклонение от уплаты налогов (сборов) в крупном или особо крупном размере.
За неуплату налогов к ответственности привлекают ее должностных лиц, которые подписывали представляемую в инспекцию отчетность. К ним относятся директор, уполномоченный представитель либо лицо, фактически выполнявшее обязанности руководителя (п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 № 48).
За неуплату налогов (сборов) в крупном размере суд может назначить наказание в виде (ч. 1 ст. 199 УК РФ):
• штрафа от 100 до 300 тыс. рублей или в размере зарплаты (иного дохода) осужденного за период от 1 года до 2 лет;
• принудительных работ на срок до 2 лет, в том числе с лишением на срок до 3 лет права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
• ареста на срок до 6 месяцев;
• лишения свободы на срок до 2 лет, в том числе с лишением на срок до 3 лет права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
За неуплату налогов (сборов) в особо крупном размере виновному грозит (п. «б» ч. 2 ст. 199 УК РФ):
• штраф от 200 до 500 тыс. рублей или в размере зарплаты (иного дохода) осужденного за период от 1 года до 3 лет;
• принудительные работы на срок до 5 лет, в том числе с лишением на срок до 3 лет права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
• лишение свободы на срок до 6 лет, в том числе с лишением на срок до 3 лет права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
За представление неполных и (или) недостоверных сведений в ПФР к страхователям применяется штраф в размере 500 рублей за каждое застрахованное лицо. Это касается сведений (п. 2 ст. 8, пп. 2, 2.2 ст. 11, ст. 17 Закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 № 27-ФЗ):
• представляемых по форме СЗВ-М (п. 1 Постановления Правления ПФР от 15.04.2021 № 103п);
• перечисленных в пункте 2 ст. 11 закона № 27-ФЗ, например, сведений по формам СЗВ-СТАЖ, СЗВ-ИСХ, СЗВ-КОРР.
Кроме того, за подачу неполных и (или) недостоверных сведений о трудовой деятельности работников должностным лицам компании грозит предупреждение или штраф от 300 до 500 рублей (ч. 2 ст. 15.33.2 КоАП РФ).
За подачу в ПФР других сведений в неполном объеме или искаженном виде к должностным лицам компании также применяется административный штраф в размере от 300 до 500 рублей (прим. к ст. 2.4, ч. 1 ст. 15.33.2, прим. к ст. 15.33.2 КоАП РФ).
Страхователя нельзя оштрафовать по ст. 17 закона № 27-ФЗ, если первоначально он представил сведения в срок, а потом самостоятельно обнаружил ошибку или неполноту и подал исправленные сведения до их обнаружения ПФР. Ведь статьей 17 закона № 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого можно представить такие уточненные сведения (определения Верховного Суда РФ от 22.07.2019 № 305-ЭС19-2960, от 05.07.2019 № 308-ЭС19-975, п. 36 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 4 (2019)).
Если страхователь устранил неполноту и ошибки по истечении срока подачи сведений, то руководителя организации все равно могут привлечь к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.33.2 КоАП РФ. Если на страхователя не налагают финансовые санкции, предусмотренные законом № 27-ФЗ, это не освобождает его должностное лицо от административной ответственности (Постановление Верховного Суда РФ от 19.07.2019 № 16-АД19-5, Определение Конституционного Суда РФ от 23.04.2020 № 824-О). Если финансовые санкции к компании не применили на основании вступившего в силу судебного акта, в соответствии с которым действия страхователя не признаны правонарушением, то возможность привлечь должностное лицо к административной ответственности должна быть специально обоснована с учетом этого факта (Постановление Конституционного Суда РФ от 20.10.2022 № 45-П).
В некоторых случаях предоставление недостоверных сведений может быть расценено как неуважение к суду и повлечь наложение штрафа. Например, предъявление должником недостоверных данных о составе и стоимости его имущества (ч. 5 ст. 119 АПК РФ, п. 5 Постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.2011 № 51 «О рассмотрении дел о банкротстве индивидуальных предпринимателей»).
Если недобросовестные участники процесса прибегают к фальсификации доказательств в целях представления в материалы дела подложного документа, то им грозит уголовная ответственность по ст. 303 УК РФ.
В АПК РФ, ГПК РФ и УПК РФ приведены нормы, регулирующие проверку заявления о фальсификации доказательств, а также последствия представления в материалы дела фальсификатов.
Под фальсификацией доказательств понимают сознательное искажение, изменение фактов, являющихся предметом доказывания по делу, и их передача суду для рассмотрения и оценки. При этом участник процесса четко осознает преступность своего деяния, то есть понимает, что совершает тем самым преступление, целью которого является вынесение судом решения, основанного на сфальсифицированном доказательстве.
Если при рассмотрении дела суд обнаружит в действиях стороны, других участников процесса, должностного или иного лица признаки преступления, он сообщает об этом в правоохранительные органы (ч. 3 ст. 226 ГПК РФ, ч. 4 ст. 188. 1 АПК РФ, ч. 4 ст. 29 УПК РФ).
Кроме того, при установлении факта фальсификации доказательства после принятия судом решения возможен пересмотр этого решения по вновь открывшимся обстоятельствам (п. 2 ч. 3 ст. 392 ГПК РФ, п. 2 ч. 2 ст. 311 АПК РФ, ч. 3 ст. 413 УПК РФ).
За фальсификацию доказательств по гражданскому, административному делу или делу об административном правонарушении виновному могут грозить (ч. 1 ст. 303 УК РФ):
• штраф в размере от 100 до 300 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет;
• обязательные работы на срок до 480 часов;
• исправительные работы на срок до 2 лет;
• арест на срок до 4 месяцев.
При этом для применения данной нормы не имеет значения процессуальный статус участника дела.
Фальсификация доказательств по уголовному делу требует особого контроля со стороны государства, поскольку привлечение к уголовной ответственности на основании подложных доказательств является более тяжким преступлением. Поэтому фальсификация доказательств по уголовному делу лицом, производящим дознание, следователем, прокурором или защитником наказывается (ч. 2 ст. 303 УК РФ):
• ограничением свободы на срок до 3 лет;
• принудительными работами на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового;
• лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.
Фальсификация доказательств по уголовному делу о тяжком или об особо тяжком преступлении, а равно фальсификация доказательств, повлекшая тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет (ч. 3 ст. 303 УК РФ).
Наличие недостоверных, то есть не соответствующих действительности сведений в заявках участников закупки представляет существенную угрозу:
• для заказчиков (вероятность неполучения необходимого товара, неосвоения выделенных денежных средств);
• других участников закупки (проигрыш в торгах и финансовые убытки).
Если участник госзакупок предоставил в заявке недостоверные сведения, ему грозит отстранение от участия в торгах (отклонение заявки) и отказ в заключении контракта, если он выиграл конкурентную процедуру (ч. 9 ст. 31, ч. 4 ст. 37 Закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
Исходя из правоприменительной практики, можно выделить следующие виды недостоверной информации, за предоставление которой может последовать такая ответственность.
1. Предоставление участником недостоверной информации о себе, например:
• в устав вносились изменения, а в составе заявки они представлены не полностью (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27.01.2016 № Ф01-5853/2015 по делу № А82-3497/2015);
• в представленной участником выписке из реестра лицензий выявлены недостоверные или заведомо ложные сведения (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 10.08.2018 № 301-КГ18-2640 по делу № А29-2241/2017).
2. Предоставление недостоверной информации о товаре, например, в заявке:
• представлены недостоверные сведения в отношении технических характеристик автомобилей (Решение ФАС России от 22.12.2017 по делу № К-1775/17;
• отражены недостоверные сведения о стране происхождения товара (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 06.04.2017 № Ф05-1180/2017 по делу № А40-25581/2016).
Если в ходе исполнения госконтракта будет выявлено, что при проведении закупки участник представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара установленным требованиям, что позволило ему стать победителем торгов, то заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 15 ст. 95 закона № 44-ФЗ). После принятия такого решения сведения о таком лице будут включены в реестр недобросовестных поставщиков (ч. 16 ст. 95 закона № 44-ФЗ). Это означает, что компания-поставщик, а также ее руководители и учредители, не смогут 2 года принимать участие в закупках, в которых установлен запрет на участие лиц, внесенных в реестр недобросовестных поставщиков (ч. 9 ст. 104 закона № 44-ФЗ).
Представление неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей может полечь утрату доверия и увольнение по п. 7.1 ст. 81 ТК РФ.
Это основание прекращения трудового договора применяется только в отношении работников, указанных в Законе «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» от 03.12.2012 № 230-ФЗ, а именно к лицам, замещающим:
• государственные должности РФ;
• государственные должности субъектов РФ;
• муниципальные должности;
• должности в ЦБ РФ;
• должности в Пенсионном фонде РФ и так далее.
С любым сотрудником работодатель вправе расторгнуть трудовой договор, если при его заключении были представлены подложные документы (п. 11 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). Подложный документ – это документ, который был создан с нарушением законодательства и содержит не соответствующую действительности информацию (доклад о профилактике нарушений, утвержденный Рострудом).
Установление факта подложности документов или сообщения заведомо ложных сведений законодательство не относит к компетенции представителей работодателя. Подделку должна установить компетентная инстанция, например, образовательная организация, выдавшая диплом, правоохранительные органы или суд (доклад о профилактике нарушений, утвержденный Рострудом). Следовательно, работодателю для выявления такого факта необходимо обратиться с запросом в соответствующую инстанцию. Если он уверен, что трудовая книжка (в случае ее ведения) содержит недостоверные сведения, то расторгнуть трудовой договор можно, когда с прежнего места работы получен официальный документ, подтверждающий данный факт.
Если сотрудник при приеме на работу, требующую специальных знаний, представляет диплом об образовании, а на запрос работодателя, направленный в образовательную организацию, будет получен ответ, что диплом не выдавался, то работодатель может уволить такого сотрудника.
Главное условие, при котором работник может быть уволен по п. 11 ч. 1 ст. 81 ТК РФ – он представил подложные документы именно при заключении трудового договора. Например, если от сотрудника, который имеет ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, после принятия на работу получена поддельная справка о том, что его супруга не пользуется льготой, предусмотренной ст. 262 ТК РФ, то уволить его нельзя. Однако в таком случае работодатель не обязан предоставлять работнику дополнительные оплачиваемые выходные дни (пп. 3–5 правил предоставления выходных дней, абз. 2–4 п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 № 1).
При таможенном декларировании товаров в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары, применяются следующие виды таможенных деклараций: декларация на товары, транзитная декларация, декларация на транспортное средство и пассажирская таможенная декларация.
Заявление неполных, недостоверных сведений о товарах, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера – это основание для привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ. При данном правонарушении товар по количественным характеристикам задекларирован полностью, но в таможенной декларации заявлены не соответствующие действительности (недостоверные) сведения, в частности:
• наименование товара;
• его описание;
• код в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС;
• страна происхождения;
• таможенная стоимость и так далее.
Необходимое условие для привлечения к административной ответственности за данное правонарушение – связь недостоверно заявленных сведений с освобождением от уплаты пошлин либо с занижением их размера (п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»). Таким образом, если заявленные в декларации недостоверные сведения не повлияли на размер исчисленных таможенных платежей, то оснований для привлечения к административной ответственности по данному составу нет.
За совершение этого правонарушения:
• гражданам и юрлицам грозит штраф в размере от 1/2 до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения;
• должностным лицам – штраф от 10 до 20 тыс. рублей.
За заявление при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы послужили или могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств — членов ЕАЭС, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами РФ запретов и ограничений, компаниям и гражданам грозит ответственность по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ.
Под запретами и ограничениями понимают применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о ЕАЭС:
• меры технического регулирования;
• санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры;
• меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов (пп. 10 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС).
Ответственность наступает в случае, если заявленные недостоверные сведения послужили или могли послужить основанием для неприменения таких запретов и ограничений. За совершение такого нарушения:
• гражданам грозит штраф в размере от 1,5 до 2,5 тыс. рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения;
• должностным лицам – штраф от 10 до 20 тыс. рублей;
• компаниям – штраф от 50 до 300 тыс. рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.