О необходимости повышения квалификации персонала компании порой забывают. Ведь понадобятся не только усилия, чтобы организовать весь учебный процесс, но и деньги. Однако результат того стоит. Эффективная организация обучения повлияет на рейтинг фирмы и усилит ее конкурентоспособность на рынке.
Обучение — процесс, направленный на повышение квалификации персонала, развитие его профессиональных, управленческих навыков и компетенций, расширение знаний и умений.
Для получения нужного результата компании надо эффективно выстроить систему обучения. Ее создание может включать следующие этапы:
1. Определение цели допобразования персонала. Компании важно выявить потребность в обучении. Ей необходимо понять, для чего нужна учеба – чтобы адаптировать новичка на фирме, обучить сотрудника, который уже работает, модернизированному бизнес-процессу, ознакомить его с новыми правилами корпоративного поведения.
В ряде случаев работодатель не может выбирать, направить сотрудника на учебу или нет. Нормативными документами установлены виды обязательного обучения работников. К ним относится обучение работников первой помощи на производстве и обучение работников безопасности труда. Его проводят в виде вводных и периодических инструктажей.
2. Назначение ответственных лиц, создание нормативной базы. Придется оформить некоторые бумаги, чтобы легализовать систему допобразования в компании — например, положение об обучении и развитии персонала. В нем описывают цели и задачи дополнительного образования, порядок разработки учебных программ, процедуру проведения обучения и проверки знаний, формирования бюджета и выделения средств.
Отдельным документом можно оформить программу обучения персонала. В ней желательно в деталях перечислить все этапы переподготовки или повышения квалификации, указав количество часов, периодов или отрезков времени. Вид программы или ее структура законодательно не регламентированы, поэтому каждый работодатель вправе адаптировать ее, учитывая свои потребности.
Для того чтобы организовать обучение работников, компания должна назначить ответственное лицо. Как правило, это директор по развитию или персоналу либо начальник отдела кадров. Ответственное лицо назначают приказом по фирме.
Компания может издать и приказ об организации обучения работников. Законодательство не предписывает оформлять такой документ. В нем компания перечисляет лиц, направляемых на учебу, и указывает, где будет происходить обучение – на местах либо в образовательном учреждении.
3. Разработка учебных программ. Здесь важно определить целевую группу. Например, в производственном отделе нужно учить работников первой помощи потерпевшим или безопасности труда на производстве.
4. Выбор метода обучения.
5. Оценка эффективности допобразования.
Обучение работников организуют:
• с отрывом от производства;
• без отрыва от производства.
В число видов обучения работников с отрывом от производства входит:
• профессиональная подготовка;
• повышение квалификации;
• переподготовка.
Профподготовку проводят, чтобы персонал приобрел знания, умения и навыки, которые потребуются в решении конкретных задач в рамках занимаемой должности. Повышая квалификацию, персонал получает дополнительные знания, которые нужны для карьерного роста.
Переподготовка требуется, чтобы сотрудники овладели новыми знаниями в случае изменений должностных инструкций.
В переподготовке или повышении квалификации нуждаются уже работающие кадры. В таком случае работодатель может направить их в специализированное образовательное учреждение. Как правило, это платное обучение. Расходы на него компании сможет учесть по налогу на прибыль.
Новым кадрам нужна адаптация на рабочем месте. Для этого компания проводит инструктаж. Сотруднику рассказывают о компании, оборудовании, технике безопасности, приемах выполнения работы, корпоративной культуре.
С отрывом от производства сотрудник может пройти учебу:
• на курсах переподготовки или повышения квалификации;
• дистанционно или в формате онлайн-обучения;
• посещая конференции, семинары, лекции.
Для организации онлайн-обучения фирме нужно создать учебные материалы и разместить на своем портале. Как правило, компания размещает видеоуроки, лекции, электронные курсы. Подключившись к порталу, сотрудники выбирают интересующие темы и самостоятельно осваивают программу. Обучение проходит в удобное для них время.
Дистанционные занятия можно проводить, например, в форме вебинаров, подключая обучающихся по скайпу. Дистанты можно использовать для повышения квалификации сотрудников или тренингов. Такой формат интересен тем, что предполагает общение с преподавателем.
Без отрыва от производства проходит обучение в форме:
• стажировки;
• инструктажа;
• наставничества.
Стажировку используют при направлении лица на учебу в другой филиал компании, другой город или страну.
Инструктаж – форма обязательного обучения работника. Его проводят по вопросам охраны труда, пожарной безопасности, оказанию первичной помощи потерпевшим.
Видов инструктажей несколько: вводный, первичный и повторный на рабочем месте, внеплановый и целевой.
Вводный и первичный инструктажи проводят обычно при приеме на работу новых кадров, а повторный, как форма периодического обучения работников, проходит уже в процессе работы лица.
Причем ряду офисных работников, работающих за компьютером и с оргтехникой, проходить первичный и повторный инструктажи не требуется.
Внеплановый и целевой инструктажи проводятся только в нормативно установленных случаях. Например, внеплановый инструктаж потребуется, если в компании изменились технологические процессы, или власти изменили требования к нормам безопасности.
Целевой инструктаж нужен перед допуском сотрудников к отдельным видам работ повышенной опасности.
Каждая компания должна иметь программы обучения сотрудников. Их составляют, учитывая особенности конкретной профессии. При этом используют должностные инструкции, квалификационные справочники, профстандарты.
Программы обучения можно разработать для всех профессий и должностей в компании. Одну универсальную программу для всего персонала разработать невозможно, поскольку требования к трудовой функции по каждой специальности различаются.
Для некоторых категорий есть типовые программы обучения, разработанные Минтрудом (Приказ Минтруда РФ от 21.06.2003 № 153, письмо Минтруда РФ от 17.05.2004 № 477-7). Их используют при составлении учебных программ для руководителей и специалистов.
Программу обучения безопасности труда составляют на основании Постановления Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29.
Порядок разработки программ обучения охране труда, а также их содержание в каждом конкретном случае устанавливаются компанией с учетом специфики деятельности (письмо Минтруда РФ от 01.02.2022 № 15-2/ООГ-163).
При составлении программы обучения охране труда следует учесть, что ее освоение должно способствовать приобретению сотрудниками знаний по следующим вопросам:
• основные положения трудового права;
• охрана труда, в том числе обязанности и ответственность кадров по соблюдению требований охраны труда и трудового распорядка;
• управление охраной труда в компании;
• обеспечение требований охраны труда и безопасности производственной деятельности;
• предупреждение производственного травматизма;
• организация безопасного производства работ с повышенной опасностью;
• обязательная социальная защита пострадавших на производстве, в том числе при несчастных случаях на производстве.
Первое сентября 2022 года – начало действия новых правил обучения охране труда и проверки знания требований охраны труда. Они утверждены Постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464.
В связи этим компании должны актуализировать инструкции, программы обучения безопасности труда в объеме новых правил (письмо Минтруда РФ от 14.01.2021 № 15-2/10/В-167).
Кроме того, введение новых правил повлечет внеочередную проверку знаний сотрудников компании независимо от срока проведения предыдущей проверки. Поэтому компаниям потребуется направить персонал на учебу.
На обучение новым правилам безопасности труда компания обязательно должна направить:
• руководителя фирмы, его замов, на которых приказом возложены обязанности по охране труда, руководителей структурных подразделений компании, филиалов и их заместителей;
• специалистов по охране труда;
• лиц рабочих профессий;
• членов комитетов по безопасности труда, их уполномоченных или доверенных лиц.
На обучение правилам оказания скорой медицинской помощи потерпевшим надо направить лиц:
• проводящих инструктаж по охране труда, включая вопросы оказания скорой помощи пострадавшим;
• рабочих профессий;
• обязанных оказывать первую помощь потерпевшим;
• управляющих автомобилем компании;
• обязанных оказывать скорую помощь потерпевшим;
• руководящих — председателя, его зама, а также членов комиссий по проверке знания правил охраны труда по вопросам оказания скорой помощи потерпевшим;
• иных сотрудников по решению работодателя.
Для адаптации нового сотрудника на рабочем месте, при знакомстве его с производственными процессами или требованиями безопасности труда используют, как правило, инструктажи и наставничество.
Обучение в формате наставничества предполагает учебу лица без отрыва от производства. Оно подходит как для вновь принятого сотрудника, так и для стажера, который совмещают учебу в вузе и производственную практику на фирме. В последнем случае лицо еще не является сотрудником фирмы, его оформляют в компанию по ученическому договору.
Некоторые новые сотрудники должны проходить вводный инструктаж. Его обязательно нужно провести по вопросам безопасности труда. Вводный инструктаж с работником проводится в день его фактического приема на работу.
Кроме того, вновь принимаемые на работу лица проходят обучение оказанию первой помощи потерпевшим в сроки, установленные компанией, но не позже одного месяца после приема на работу.
В случае если претендент принят на стажировку и пока еще не является работником, инструктаж по безопасности труда с ним не проводят (письмо Минтруда РФ от 05.05.2017 № 15-2/ООГ-1277).
Проверка знаний является одним из обязательных этапов учебного процесса.
Независимо от того, проходит ли корпоративное обучение в офисе компании или по договору с образовательным учреждением, работодатель тратит на это свои средства.
Поэтому требуется оценить эффективность внедренной на фирме системы обучения. Как правило, для этого используют тестирование или анкетирование сотрудников.
Проверку знаний правил охраны труда нужно провести по специально утвержденной процедуре. По ее итогам оформляют протокол.
Если сотрудник успешно прошел проверку, ему выдают удостоверение о проверке знаний по охране труда. Форма удостоверения утверждена Постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29.
Удостоверение подписывает председатель комиссии и заверяет печатью фирмы.
Сотрудник, который не прошел проверку, должен пройти ее заново в течение одного месяца.