Содержание
- Что является налоговой тайной
- Сведения, составляющие налоговую тайну
- Соблюдение налоговой тайны
- Раскрытие налоговой тайны
- Общедоступные сведения налоговой тайны
- Согласие на раскрытие налоговой тайны
Что является налоговой тайной
Налоговой тайной признается любая информация о налогоплательщике, которая получена фискалами и другими госорганами (п. 1 ст. 102 НК РФ). Также к налоговой тайне приравнивают коммерческую тайну (п. 2 ст. 102 НК РФ).
Налоговая тайна не может быть разглашена. Однако налоговики в определенных ситуациях обязаны передавать данные, составляющие налоговую тайну (п. 2 ст. 102 НК РФ). Сделать это они должны по запросу полиции или судьи (пп. 29 ч. 1 ст. 13 Закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ, ч. 6 ст. 1 Закона от 26.06.1992 № 3132-1). При этом по адвокатскому запросу фискалы не вправе предоставлять доступ к налоговой тайне (п. 2 ст. 102 НК РФ, пп. 3 п. 4 ст. 6.1 Закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ, письмо ФНС РФ от 26.05.2020 № БС-4-11/8618@).
В ряде случаев передача инспекцией третьим лицам сведений о налогоплательщике, составляющих налоговую тайну, не является ее разглашением. Это касается ситуации, когда налогоплательщик дал свое согласие на такие действия. Такой документ можно направить фискалам как в отношении всех сведений, так и их части (п. 2.3 ст. 102 НК РФ).
Налогоплательщик вправе и вовсе отказаться от действия режима налоговой тайны в отношении всех или только части данных. Для этого он оформляет и подает налоговикам согласие на признание налоговой тайны общедоступной (пп. 1 п. 1 ст. 102 НК РФ).
Сведения, составляющие налоговую тайну, предоставляют другим лицам в порядке, утвержденном Приказом ФНС РФ от 14.11.2022 № ЕД-7-19/1085@.
Сведения, составляющие налоговую тайну
Информацией, относящейся к налоговой тайне, признаются данные о бизнес-партнерах предприятия или частного коммерсанта, условиях сделок с ними, об остатках финансов на счетах и депозитах, о способах налогового учета определенных операций. Также это могут быть секретные способы производства и другая производственная, техническая, экономическая или организационная информация (п. 2 ст. 102 НК РФ).
По общему правилу сведения, которые содержатся в налоговой декларации, тоже считаются налоговой тайной, как и любые другие сведения, которые предоставлены фискалам (п. 1 ст. 102 НК РФ, письмо ФНС РФ от 11.10.2019 № ЕД-4-1/20922@).
Не признается налоговой тайной следующая информация (п. 1 ст. 102 НК РФ):
- общедоступные сведения — данные из декларации, в отношении которых имеется согласие на признание их общедоступными (пп. 1 п. 1 ст. 102 НК РФ);
- о выбранном спецрежиме, среднесписочной численности сотрудников;
- о допущенных налоговых нарушениях и ответственности за них, в том числе о величине долга, если он имеется;
- о примененных фискалами обеспечительных мерах, то есть о способах обеспечения исполнения обязанности по уплате обязательных платежей в бюджет;
- о переведенных компанией за прошедший год в качестве единого налогового платежа суммах финансовых средств с указанием их принадлежности;
- о величине доходов и издержек, по данным бухгалтерской или финансовой отчетности за прошедший год;
- об участии в консолидированных группах налогоплательщиков;
- направляемая налоговым, таможенным, правоохранительным органам других стран по международным договорам о взаимном сотрудничестве.
Соблюдение налоговой тайны
В соответствии со статьей 102 НК РФ налогоплательщики имеют право на соблюдение налоговой тайны и могут требовать ее сохранения. При этом фискалы обязаны соблюдать налоговую тайну, а также обеспечивать ее сохранение.
Определением Конституционного Суда РФ от 30.09.2004 № 317-О установлено, что особый правовой статус информации, отнесенной к налоговой тайне, закреплен для соблюдения интересов налогоплательщиков и с учетом выполнения принципа баланса публичных и частных интересов в рассматриваемой сфере. В процессе осуществления российскими налоговиками своих функций, установленных законодательством, в их распоряжение попадает значительный объем данных об имущественном положении каждого налогоплательщика. Распространение этой информации может причинить ущерб интересам как отдельных граждан, частная жизнь которых признается неприкосновенной и охраняется законом, так и компаний, чьи коммерческие и другие интересы могут быть нарушены при произвольном распространении имеющей значение для бизнеса конфиденциальной информации в конкурентной или криминальной среде. Поэтому законодатель и установил ограниченный режим доступа к таким сведениям, зафиксировав исчерпывающий перечень субъектов, обладающих в силу закона правом обращения к фискалам за предоставлением сведений, составляющих налоговую тайну и целей для этого.
Аналогичный вывод содержится и в письме ФНС РФ от 26.05.2020 № БС-4-11/8618@.
Раскрытие налоговой тайны
По общему правилу налоговая тайна не подлежит раскрытию. В то же время по запросу полиции или суда фискалы обязаны передавать информацию, составляющую налоговую тайну (п. 2 ст. 102 НК РФ, пп. 29 ч. 1 ст. 13 Закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ, ч. 6 ст. 1 Закона от 26.06.1992 № 3132-1).
Кроме того, налогоплательщик может дать согласие на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными или на предоставление доступа к ним определенному лицу. Тогда передача налоговиками третьим лицам сведений о данном субъекте, составляющих налоговую тайну, не будет считаться ее разглашением (п. 2.3 ст. 102 НК РФ).
Общедоступные сведения налоговой тайны
Общедоступные сведения — это общеизвестные данные и другая информация, доступ к которой не ограничен (ч. 1 ст. 7 Закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ). К общедоступным относятся данные о компании из государственного реестра (п. 1 ст. 6 Закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ) или данные бухгалтерской отчетности, которые можно получить в государственном информационном ресурсе по запросу (ч. 9 ст. 18 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ);
Если доступ к информации не ограничен на основании закона, она может использоваться любыми лицами без согласия и ведома налоговиков, компании, частного коммерсанта или гражданина.
Фактически закон содержит две разновидности информации, которая относится к общедоступной:
- Общеизвестные сведения. Для признания определенного факта общеизвестным требуется, чтобы он был на слуху у широкого круга лиц. По уровню известности такие факты могут быть всемирно известными, известными на территории России или известными локально.
- Другая информация, доступ к которой не ограничен. Это любые данные, которые находится свободно в информационном пространстве. Иногда законом определяются конкретные виды информации, которая признается общедоступной. Так, Закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ содержит определение общедоступной информации в регулируемой им сфере. На рынке ценных бумаг общедоступными считаются сведения, не требующие привилегий для доступа к ним или подлежащие раскрытию в соответствии с указанным законом (ч. 2 ст. 30 Закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ). Общедоступным может считаться и размещение данных о принятом собранием решении на доске объявлений, в средствах массовой информации, в Интернете. Для этого такой способ размещения данных должен признаваться сложившейся практикой доведения информации до участников конкретного гражданско-правового сообщества (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25).
Согласие на раскрытие налоговой тайны
Налогоплательщик может сделать доступ к своим данным, составляющим налоговую тайну, общедоступным или предоставить доступ к ним определенному кругу третьих лиц. Для этого потребуется подготовить согласие на раскрытие такой информации. Форма, порядок представления и электронный формат такого согласия утверждены Приказом ФНС РФ от 14.11.2022 № ЕД-7-19/1085@. Подробно о том, как подготовить указанный документ, мы рассказывали в статье «Согласие на раскрытие налоговой тайны».
Согласие налогоплательщик может предоставить доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, следующим субъектам:
- любому лицу. В этом случае сведения признаются общедоступными (пп. 1 п. 1 ст. 102 НК РФ);
- определенному лицу (п. 2.3 ст. 102 НК РФ).
В обоих случаях потребуется определить, о какой информации идет речь:
- обо всех сведениях, составляющих налоговую тайну;
- об ограниченном перечне таких данных.
Согласие направляется в электронном виде по ТКС, через личный кабинет налогоплательщика или официальный сайт налоговиков (п. 2 приложения № 2 к Приказу ФНС РФ от 14.11.2022 № ЕД-7-19/1085@).
Сформировать документ могут следующие лица (пп. 29, 30 приложения № 2 к Приказу ФНС РФ от 14.11.2022 № ЕД-7-19/1085@):
- налогоплательщик или его представитель — если формируется согласие, чтобы сделать сведения общедоступными;
- налогоплательщик, его представитель или лицо, которому в соответствии с согласием предоставляются сведения. В последнем случае это лицо передает налогоплательщику проект согласия, он его подписывает и представляет в инспекцию.
Согласие должно быть подписано УКЭП (пп. 1 п. 32 приложения № 2 к Приказу ФНС РФ от 14.11.2022 № ЕД-7-19/1085@).
Согласие считается принятым инспекцией, когда налогоплательщику придет квитанция о приеме (п. 31 приложения № 2 к Приказу ФНС РФ от 14.11.2022 № ЕД-7-19/1085@). Дата получения будет зафиксирована в этой квитанции.
В некоторых случаях налоговики могут отказать в приеме согласия. В частности, это произойдет, если документ не подписан должным образом или к нему не приложено подтверждение полномочий представителя (пп. 32, 33 приложения № 2 к Приказу ФНС РФ от 14.11.2022 № ЕД-7-19/1085@).
Согласие на раскрытие налоговой тайны можно отозвать. Для этого надо заполнить ту же форму, что и при его предоставлении, только в поле «Признак документа» указать цифру 2. Автоматически сформируется согласие с признаком отзыва. Его нужно подписать и передать фискалам в электронном виде по ТКС, через личный кабинет налогоплательщика или через сайт ФНС. В ответ будет выслана квитанция о приеме с указанием даты получения документа налоговиками. Через сутки после этой даты действие согласия на предоставление сведений третьему лицу или на признание их общедоступными прекратится (пп. 2, 10 приложения № 2 к Приказу ФНС РФ от 14.11.2022 № ЕД-7-19/1085@).