У современных водителей паспорт транспортного средства может быть оформлен не на бумаге, а в цифровом виде. Последний вариант привлекает многих своей практичностью. Кроме того, на автомобили, выпущенные после 2 ноября 2020 года, получить бумажный паспорт уже не получится. В нашей статье рассмотрим, как оформить такой цифровой документ. Также поговорим о том, как проверить автомобиль в специальной системе электронных паспортов и получить выписку из нее.
Аналогом бумажного паспорта на машину сейчас выступает документ в цифровом виде. Его оформляют и хранят в системе электронных паспортов транспортных средств. В документе содержатся основные и дополнительные сведения по авто: технические характеристики, конструктивные изменения, собственник. Каждому такому паспорту присвоен индивидуальный 15-значный номер, в отличие от бумажной версии, которую идентифицирует серия и номер документа.
По сравнению с бумажной версией электронный паспорт транспортного средства (далее также ЭПТС) обладает рядом преимуществ. Его невозможно потерять или испортить, ведь он представляет собой запись в системе. Он не занимает место. Для внесения изменений в такой паспорт не потребуется посещать ГИБДД. Кроме того, цифровой документ можно получить в момент, когда оформляется покупка машины – прямо в автосалоне.
Цифровые паспорта на транспорт оформляются с 01.07.2015 уполномоченными органами стран – сторон соглашения о введении единых форм ПТС от 15.08.2014 и компаниями-изготовителями, включенными в единый реестр, в порядке, утверждаемом Евразийской экономической комиссией. Реестр организаций с правом оформления электронного паспорта находится на сайте Минпромторга РФ и постоянно обновляется.
Цифровые паспорта на машины оформляются в системе электронных паспортов (СЭП). Происходит это в отношении транспорта, предназначенного для передвижения по автомобильным дорогам общего пользования, который нужно ставить на государственный учет (пп. «а» п. 3 порядка, утвержденного Решением коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.09.2015 № 122).
Цифровой паспорт можно получить при покупке нового автомобиля у дилера, ввозе автомобиля из стран — членов Евразийского экономического союза, а также при потере, порче бумажного варианта документа или при желании собственника автомобиля заменить свой бумажный экземпляр на электронный. Обязательной замены паспорта на автомобиль, оформленного в России раньше на бумажном носителе, не требуется.
Замена старых привычных документов на электронные аналоги может происходить исключительно на добровольных началах. Для этого собственник ТС подает заявление (пп. «г» п. 2 Решения коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.09.2015 № 122).
Цифровой паспорт на машину оформляется в СЭП:
- компанией-изготовителем — в отношении изготовленных ею автомобилей с начала применения паспортов в электронном виде;
- уполномоченным органом — в отношении транспорта:
- единичного;
- ввозимого на таможенную территорию Союза физическим лицом или компанией на срок больше 12 месяцев подряд;
- обращенного в собственность страны — члена в порядке, установленном ее законодательством;
- ввозимого на таможенную территорию Союза, на который обращено взыскание;
- изготовленного на таможенной территории Союза компанией-изготовителем, не включенной в единый реестр, — в случаях, установленных законодательством страны — члена;
- выпущенного в обращение до начала применения цифровых паспортов (п. 5 порядка, утвержденного Решением коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.09.2015 № 122).
Оформляется цифровой паспорт уполномоченным органом лишь при наличии одобрения типа ТС или свидетельства о безопасности конструкции автотранспорта в соответствии с требованиями технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) (пп. «а» п. 20 порядка, утвержденного Решением коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.09.2015 № 122).
Порядок и условия предоставления организациям полномочий по оформлению электронных паспортов транспортных средств или электронных паспортов шасси ТС утверждены Приказом Минпромторга РФ от 30.11.2017 № 4178.
Уполномоченная организация проводит оценку соответствия автомобиля ТР ТС 018/2011, после чего выдает свидетельство о соответствии конструкции всем требованиям безопасности и оформляет ЭПТС. Однако на этой стадии документ еще имеет статус незавершенного. После прохождения упомянутого выше этапа нужно подать документы на таможенный пост, где проводят расчет платежей и утилизационного сбора, фиксируют оплату и разрешают выпуск транспортного средства.
Далее сведения из Федеральной таможенной службы поступают в систему электронных паспортов, и ЭПТС получает статус действующего, после чего владелец может обращаться в ГИБДД для дальнейшей регистрации своего автомобиля.
Что нужно для замены бумажного паспорта на электронный, если возникло такое желание, или чтобы получить ЭПТС взамен утерянного либо испорченного экземпляра? В этой ситуации также потребуется обращаться в уполномоченные организации и к операторам технического осмотра из перечня Минпромторга РФ. При этом нужно подготовить следующие документы:
- паспорт российского гражданина;
- документ, удостоверяющий полномочия заявителя на представление интересов владельца автомобиля;
- свидетельство о регистрации машины;
- документ, подтверждающий право собственности на транспорт;
- свидетельство о безопасности конструкции;
- страховой полис ОСАГО;
- бумажный экземпляр, если такой не утерян, а имеется в наличии.
ЭПТС заполняется на русском языке и подписывается электронной цифровой подписью (п. 15 порядка, утвержденного Решением коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.09.2015 № 122). Уникальный номер цифрового паспорта формируется в СЭП автоматически и состоит из 15 знаков.
После оформления ЭПТС в системе собственнику ТС направляют в виде выписки из электронного паспорта сведения по перечню согласно приложению № 1 к порядку, утвержденному Решением коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.09.2015 № 122. В дальнейшем указанную выписку можно будет распечатать.
Размер оплаты услуг, предоставляемых уполномоченными организациями, определяется договорными отношениями с заявителем, но не должен превышать 600 рублей (п. 8 порядка, утвержденного Решением коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.09.2015 № 122, пп. 6, 7 Постановления Правительства РФ от 05.10.2017 № 1212).
ЭПТС выдается в день обращения. Также при получении цифрового паспорта необходимо оплатить дополнительные услуги, в частности, по одобрению типа транспортного средства, стоимость которых следует уточнить у уполномоченной организации.
Все выданные ЭПТС хранит система электронных паспортов. При этом сведения из нее могут получить не только владельцы автомобилей, но и другие лица. Правда, для этого нужно знать данные ЭПТС, VIN автомобиля или заводской номер. В этом случае часть информации от запрашивающего ее человека будет скрыта. Однако основные сведения о машине, ее технических характеристиках, наличии обременений будут доступны для просмотра. Это может быть актуально для покупателей транспорта, чтобы проверить авто и подготовиться к сделке.
Полную информацию о своем автомобиле из СЭП сможет получить только собственник. Ему могут потребоваться данные из системы при оформлении полиса ОСАГО или Каско, где номер электронного ПТС обязательно нужно указать.
Посмотреть данные по машине, зафиксированные в ЭПТС можно на портале системы электронных паспортов, находящейся по электронному адресу https://portal.elpts.ru/portal/index?0. Собственнику авто для этого нужно будет авторизироваться в своем личном кабинете через госуслуги, а затем ввести номер цифрового документа, VIN транспорта или заводской номер.
Без вхождения в личный кабинет тоже можно просматривать информацию в системе, но она будет неполной. Кроме того, нужно будет обладать необходимыми сведениями по машине. Компании в рамках своей компетенции также могут просматривать данные, размещенные в СЭП.
Выписку из ЭПТС можно получить на портале системы электронных паспортов. Она бывает краткая и расширенная. Краткая выписка доступна любому человеку, если он знает номер ЭПТС, VIN автомобиля или заводской номер. В выписке будет указана основная информация о транспорте, его технические характеристики, наличие обременений, в частности, находится ли авто в залоге. Однако часть информации в такой выписке будет скрыта.
Расширенная выписка из цифрового паспорта ТС доступна только его собственнику. При этом главное отличие такого документа от краткой выписки заключается в том, что в нем открыты все сведения по машине и есть информация о ее владельце.
В паспорте автомобиля указывают номер устройства вызова экстренных оперативных служб. Отметки в документе об этом номере в обязательном порядке стали делать после вступления в силу с 1 января 2017 года требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011). Данный регламент устанавливает, что автомобили должны быть оснащены устройствами вызова экстренных служб.
Рассматриваемое устройство обеспечивает передачу координат и другой информации об автомобиле, а также связь с оперативными службами. В паспорт оборудованной таким устройством машины в раздел «Особые отметки» вносится ее идентификационный номер (ICCID). Аббревиатура ICCID расшифровывается как Integrated Circuit Card IDentifier. Это международный идентификатор SIM-карты устройства, который присваивается, когда проходит регистрация в системе ГЛОНАСС.