«Известия» пишут об утрате интереса бизнеса к торговым центрам. Собственники ТЦ площадью от 10 до 50 тыс. кв. метров планируют избавиться от этих объектов. К примеру, такие ТЦ как «Европейский» и «Охотный ряд» имеют метраж более 60 тыс. кв. метров.
Как сообщил изданию глава союза ТЦ Булат Шакиров, трафик упал на 30—40 процентов из-за приостановки работы арендаторов. Как заявил Шакиров, сейчас выставлено на продажу около 100 объектов, а всего в стране их насчитывается около 3 тысяч. Распродают центры в Москве и области, а также в городах-миллионниках. Наиболее значимые объекты пока не трогают.
В Москве трафик снизился на 10 процентов. Дело в том, что обычно аренда за торговые площади зависит от оборота, то есть в договорах фиксируется процент от реализации. В настоящее время действует иная схема: приостановившие работу наниматели платят аренду по фиксированной сумме.
Несмотря на то что крупные моллы потеряли больше, чем районные ТЦ, чаще продают объекты именно в регионах, поскольку покупательная способность там ниже и сокращается значительно быстрее, чем в крупных городах.
При этом Минпромторг падение выручки ТЦ критическим не считает. А региональный директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Russia Хакбердиева Е. предполагает возобновление деятельности основных международных брендов уже осенью этого года. Тем более что приостановившие работу бренды не спешат расторгать договоры аренды с собственниками ТЦ.
РСПП видит три направления для улучшения ситуации:
— привлечение брендов из дружественных стран Турции и Китая;
— развитие российских производителей;
— увеличение господдержки для стимуляции потребительского спроса.