В статье рассмотрим, обязательно ли бизнесу оформлять в 2025 году уголок потребителя. Поговорим о его оснащении и той информации, которую он должен содержать. В материале приведены требования, которые применяются в этой области.

Содержание

  1. Нужен ли уголок потребителя
  2. Что должно быть в уголке потребителя
  3. Документы для уголка потребителя
  4. Телефоны контролирующих органов для уголка потребителя
  5. Уголок потребителя для ИП
  6. Штраф за отсутствие уголка потребителя

Нужен ли уголок потребителя

Уголок потребителя обязателен для торговли, исполнителей услуг, изготовителей продукции и других подобных представителей бизнеса. Чтобы потребитель мог защитить свои права в случае их нарушения, такой уголок должны иметь самые разные заведения: и общепит, и салон красоты, и часовая мастерская, и платное медицинское учреждение.

Хотя законодательство не содержит термин «уголок потребителя», Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» установлено, чтобы определенная информация была доступна покупателям или клиентам, причем в наглядном виде. В статьях 8 и 9 этого документа прописана обязанность бизнеса доводить до потребителя необходимые и достоверные сведения об изготовителе, исполнителе или продавце, его рабочем времени и продаваемых товарах или выполняемых работах. Также это касается данных о госрегистрации компании или коммерсанта и названия зарегистрировавшего его органа.

Даже при торговле во временных помещениях, на ярмарках или с лотков и в других случаях, когда товары и продукция продаются вне постоянного местонахождения продавца, необходимо наличие такого уголка. На это указывает пункт 3 статьи 9 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1.

Правила продажи товаров в розницу должны в наглядной и доступной форме доводиться продавцом до сведения покупателей. Об этом говорится в пункте 11 правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463.

Именно в уголке потребителя, как правило, содержится информация о продавце: его государственной регистрации, виде его деятельности, номер лицензии, срок ее действия. Также там должно присутствовать законодательство о защите прав потребителей. Обустроить его должны все юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые продают товары, производят или предоставляют свои услуги.

Такой уголок важно обустроить правильно, а не размещать его в дальнем углу, подальше от покупателей. Это не только поможет избежать штрафов от контролирующих органов, но и вызовет доверие у клиентов. Там может быть размещена и другая информация, помимо требуемой по закону. Так, компания или коммерсант могут представить материалы, говорящие об их достижениях.

Оформление уголка потребителя может быть разным — четких указаний на этот счет в законодательстве нет. Важно, чтобы размещаемая там информация была изложена в наглядной и доступной форме (п. 2 ст. 8 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1). Продавец может подготовить информационный стенд, который нужно разместить на виду у посетителей, чтобы они без помех могли ознакомиться со всеми представленными данными. Также это может быть доска с прозрачными файлами, где размещены необходимые бумаги либо папка с перекидными файлами с правовой информацией. Главное, чтобы сведения были в доступном для потребителя месте. Если стенд расположен неудобно, это может быть признано нарушением.

Отметим, что требование об электронном уголке потребителей действует и для интернет-магазинов. Так, согласно пункту 19 правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463, российские компании, продающие товары дистанционно, обязаны указывать определенные сведения: полное фирменное название, ОГРН, адрес и место нахождения, имейл и телефонный номер. Коммерсанты, работающие подобным образом, также должны указывать фамилию, имя, отчество, ОГРНИП, имейл и номер телефона. Такая информация может быть размещена на сайте организации или предпринимателя в разделе «Контакты».

Что должно быть в уголке потребителя

Перечень сведений и документов, которые размещаются в уголке потребителя:

  1. Данные о продавце или исполнителе (ст. 8, пп. 1, 2 ст. 9 Закона от 07.02.1992 № 2300-1, п. 12 правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.05.2023 № 736):
  • фирменное название, местонахождение и рабочее время продавца или исполнителя, а также уполномоченной компании или ИП;
  • сведения о виде деятельности, которую ведет продавец или исполнитель, если она подлежит лицензированию или исполнитель имеет госаккредитацию;
  • данные о номере лицензии и периоде ее действия, информация об органе, выдавшем лицензию, если осуществляемый продавцом или исполнителем вид деятельности подлежит лицензированию;
  • номер свидетельства о госаккредитации, период его действия, а также информация об органе, выдавшем свидетельство, если исполнитель имеет госаккредитацию.
  1. Нормативные документы в области защиты прав потребителей. В первую очередь это Закон от 07.02.1992 № 2300-1. Кроме того, потребуется представить правила, в соответствии с которыми производится продажа товаров или оказание услуг. К примеру: правила продажи товаров в розницу, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463.
  2. Прочие документы или оборудование, как то:
  • книга жалоб и предложений;
  • средства измерений, которые используются для проверки покупателем соответствия приобретенного товара его стоимости, если его цена формируется исходя из единицы измерения — веса, длины и так далее;
  • информация об органах госвласти, уполномоченных осуществлять контроль и надзор в соответствующей сфере деятельности, в том числе о территориальном органе Роспотребнадзора;
  • иная информация в зависимости от сферы деятельности продавца или исполнителя.

Полный список документов зависит от того, в какой области работает компания или предприниматель. Особые требования установлены специальными нормативными актами: п. 2 ст. 55 Закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ, п. 4 правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463, п. 3 правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 № 1514, п. 12 Правил от 11.05.2023 № 736, п. 53 Постановления Правительства РФ от 22.12.2006 № 785.

Документы для уголка потребителя

Документы, необходимые для оснащения уголка потребителя:

  • копия свидетельства о государственной регистрации или лист записи соответствующего реестра – ЕГРЮЛ или ЕГРИП, который с 1 января 2017 года выдается вместо указанного свидетельства;
  • копия лицензии;
  • книга жалоб и предложений, образец которой можно найти в Интернете и распечатать самостоятельно или приобрести в книжном магазине;
  • перечень всех контролирующих ведомств и органов с указанием адреса и номера телефона, журнал проверок с отметками органов;
  • Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
  • правила, в соответствии с которыми осуществляется продажа товаров или оказание услуг;
  • режим работы.

Листы записи единого реестра, свидетельства, сертификаты и лицензии размещаются в виде заверенных копий документов.

У компаний и предпринимателей часто возникает вопрос о том, нужно ли приобретать бумажный вариант Закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» в магазине или можно просто распечатать его, взяв текст из Сети либо нормативно-правовой базы.

Статья 3 Закона от 07.02.1992 № 2300-1 возлагает именно на продавца обязанность по  информированию покупателей об их правах и действиях по защите этих прав. Поэтому бумажный вариант закона относится к обязательной документации, и его необходимо разместить в уголке потребителя.

При этом нужно исходить из следующего:

  • потребители должны иметь достоверную и актуальную информацию;
  • приобретенный в книжном магазине экземпляр закона может иметь недействующую редакцию;
  • распечатывать из сети Интернет или нормативно-правовой базы актуальную редакцию закона не запрещено.

Таким образом, можно выбрать любой из приведенных вариантов, главное — предоставить покупателю актуальную редакцию Закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Телефоны контролирующих органов для уголка потребителя

Роспотребнадзор на своем официальном сайте отмечает о необходимости предоставить информацию о контролирующих ведомствах и органах в уголке потребителя: http://77.rospotrebnadzor.ru/index.php/napravlenie/zpp/840-zpp-sp-30095.

Поэтому отсутствие информации о контролирующих органах может повлечь за собой штраф. Эти сведения нужны для соблюдения прав покупателей и клиентов, поскольку они имеют право на обращение в эти органы с претензиями и жалобами.

В уголке потребителя нужно не просто перечислить такие организации, но и указать их адреса и телефоны. Можно указывать сведения как об общероссийских организация и ведомствам, которые контролируют деятельность компании или предпринимателя, так по местным.

Приведем номера горячих телефонов общероссийских контролирующих органов:

  • Роспотребнадзор — 8 (800) 100-00-04;
  • Федеральная налоговая служба — 8 (800) 222-22-22;
  • Федеральная антимонопольная служба — 8 (499) 755‑23-23;
  • Санэпидемстанция — 8 (800) 707-99-18.

Контакты региональных отделений организаций и ведомств можно найти на их официальных сайтах или на ресурсе правительства данного субъекта. Так, региональные горячие линии Роспотребнадзора следующие:

  • в Москве — 8 (495) 539-36-96;
  • в Московской области — 8 (800) 100-50-14;
  • в Санкт-Петербурге — 8 (812) 712-29-81, 8 (812) 571-62-00.

    Уголок потребителя для ИП

    Для защиты прав покупателей и клиентов, а также скорейшего разрешения возникающих споров, предприниматели тоже обязаны обустраивать уголок потребителя. Поэтому все, о чем говорится в данном материале, применимо не только к юрлицам, но и к частным коммерсантам.

    Штраф за отсутствие уголка потребителя

    За отсутствие обустроенного в соответствии с российским законодательством уголка потребителя может наступать административная ответственность по ч. 1 ст. 14.5 КоАП РФ. Эта норма предусматривает в качестве меры наказания административный штраф:

    • для предпринимателей — от 1 500 до 2 тыс. рублей;
    • должностных лиц — от 3 до 4 тыс. рублей;
    • компаний — от 30 до 40 тыс. рублей.

    Правда, если правонарушение совершено впервые, обычно нарушитель отделывается предупреждением.

    Возбуждение дела об административном правонарушении в такой ситуации возможно также и по ч. 1 ст. 14.8, ст. 14.15 КоАП РФ.

    Нужно иметь в виду, что если в месте реализации товара, работ, услуг отсутствует уголок потребителя и покупатель лишен возможности ознакомиться с информацией и документами, он может обратиться к продавцу или исполнителю с письменным требованием оборудовать такой уголок. Продавец обязан подготовить и направить ему ответ в отношении заявленных требований (п. 5 правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463).

    Кроме этого, покупатель или клиент может подать жалобу в уполномоченные органы госвласти или правоохранительные органы для привлечения виновных лиц к административной ответственности. Об этом говорят подпункты 1, 3, 4 статьи 4 Закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ, п. 1 ст. 42.3 Закона от 07.02.1992 № 2300-1, п. 1 ч. 1 ст. 12 Закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ.

    Также потребитель может обратиться непосредственно в территориальный орган Роспотребнадзора, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области защиты прав потребителей. Это может послужить поводом к возбуждению Роспотребнадзором дела об административном правонарушении (пп. 2, 3 ст. 40 Закона от 07.02.1992 № 2300-1).

    Недовольный клиент может направить заявление и в органы прокуратуры, которые также наделены полномочиями по возбуждению производства об административном правонарушении (п. 1 ч. 1 ст. 25.11, ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ, п. 3 ст. 27 Закона от 17.01.1992 № 2202-1).

Уголок потребителя — 2025

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *