Инспекция провела выездную проверку деятельности компании за 2018 — 2019 годы и установила, что общество имитировало взаимодействие с другими организациями, чтобы заявить вычеты по НДС и расходы по прибыли. Общая сумма доначислений, пеней и штрафов составила более 50 млн рублей. В январе 2022 года проверяющие составили акт, а в августе вынесли вердикт по проверке.
Компания попыталась оспорить решение, но арбитражный суд счет факты доказанными, а доначисления правомерными.
Тогда фирма попыталась оспорить хотя бы часть санкций и обратилась в апелляционный суд. В обоснование требований общество сослалось на мораторий на банкротство, который был введен на полгода с 01.04.2022 (Постановление Правительства РФ от 28.03.2022 № 497). Закон о банкротстве № 127-ФЗ от 26.10.2002 предписывает не начислять штрафы и пени во время действия моратория лицам, которые подпадают под его действие, независимо от их платежеспособности (ст. 9.1 и 63 закона № 127-ФЗ, п. 7 Постановления Пленума ВС РФ от 24.12.2020 № 44). Апелляционный суд, а следом и кассационная инстанция согласились с доводами компании и отменили начисленные за время действия моратория пени и штрафы.
На сторону инспекции встал Верховный Суд РФ. Он указал, что целью публично-правовых санкций является предупреждение нарушений, а закон № 127-ФЗ и постановление № 497 не предполагают освобождение от них виновных лиц. Кроме того, введение каких-либо процедур по закону о банкротстве, в частности, моратория, не означает прекращение полномочий налоговиков привлекать нарушителей к ответственности. По мнению судей, такой подход не нарушает конституционное требование равенства всех перед законом и судом. В результате ВС отменил решения апелляционной и кассационной инстанций о частичном снижении санкций за время моратория и оставил в силе первое решение.