Содержание
- Как определить день выезда
- Как определить день приезда
- Выезд в командировку или возвращение из нее в выходной день
- Примеры расчета дней командировки
Как определить день выезда
Днем выезда в командировку считается дата отправления поезда, самолета, автобуса или другого транспортного средства от места постоянной работы командированного. При отправлении транспортного средства до 24 часов включительно днем отъезда в командировку считаются текущие сутки, а с 00 часов и позднее — последующие сутки (абз. 2 п. 4 Положения о служебных командировках, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749).
В случае если станция, пристань или аэропорт находятся за чертой населенного пункта, учитывается время, необходимое для проезда до станции, пристани или аэропорта (абз. 3 п. 4 Положения № 749).
В данной норме не определено, о каком населенном пункте идет речь. Полагаем, что подразумевается тот населенный пункт, в котором расположена командирующая организация, поскольку согласно абз. 2 п. 4 Положения № 749 выезд в командировку (прибытие из нее) осуществляется из места (в место) постоянной работы работника, то есть места расположения командирующей организации.
Если вокзал или аэропорт, из которого отправляется сотрудник, расположены в черте населенного пункта, то днем выезда в командировку считается дата отбытия транспортного средства.
Как определить день приезда
Днем приезда считается дата прибытия транспортного средства в населенный пункт, в котором расположена командирующая организация.
Если станция, пристань или аэропорт находятся за чертой населенного пункта, учитывается время, необходимое для проезда от станции, пристани или аэропорта (абз. 3 п. 4 Положения № 749).
Выезд в командировку или возвращение из нее в выходной день
Если работник выезжает в командировку в выходной день, это можно рассматривать как работу в выходной день. Такой вывод следует из решения Верховного Суда РФ от 20.06.2002 № ГКПИ2002-663. Полагаем, что данный подход можно применить и к ситуации, когда работник приезжает из командировки в выходной день либо когда день выезда в командировку (возвращения из нее) выпадает на нерабочий праздничный день.
По общему правилу за время нахождения в командировке, в том числе за дни отъезда и приезда, за сотрудником сохраняется средний заработок. Однако если работник находится в пути в свой выходной день (по графику командирующей организации), это означает привлечение его к работе в выходные дни. В этом случае работнику положена оплата рабочего времени не менее чем в двойном размере (ч. 1 ст. 153 ТК РФ):
• сдельщикам – не менее чем по двойным сдельным расценкам;
• работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым ставкам, — в размере не менее двойной дневной или часовой ставки;
• работникам, получающим оклад, — в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада за день или час работы), если выходной день находится в пределах месячной нормы рабочего времени. Если выходной день вне месячной нормы, то он должен быть оплачен в размере не менее двойной часовой или дневной ставки сверх оклада.
При этом коллективным, трудовым договором или локальным нормативным актом работодателя может быть установлен больший размер оплаты.
В период времени, подлежащий такой оплате, входит, в том числе время, необходимое для проезда до станции или аэропорта, если они расположены за чертой населенного пункта (ст. 167 ТК РФ; п. п. 4, 5, 9 Положения № 749).
Вместо оплаты выходного дня в повышенном размере по заявлению работника ему могут предоставить другой день отдыха. Тогда день нахождения в пути оплачивается в одинарном размере, а день отдыха не оплачивается (ч. 4 ст. 153 ТК РФ).
Если на время нахождения в пути пришлось несколько часов, например, сотрудник отправился в путь в 20-00, то он может рассчитывать на двойную оплату только этих часов (в нашем случае 4 часов с 20-00 до 24-00) или на полноценный отгул.
Из этого правила есть исключения. Например, работникам, с которыми заключен трудовой договор на срок до двух месяцев, полагается только повышенная оплата, то есть взять отгул за работу в выходной день они не могут (ч. 1, 3, 4 ст. 153, ст. 149, ч. 2 ст. 290 ТК РФ, п. п. 4, 5 Положения № 749, Решение Верховного Суда РФ от 20.06.2002 № ГКПИ2002-663, Письмо Минтруда России от 13.10.2017 № 14-2/В-921).
Если день отъезда или приезда выпадает на выходной, то по общему правилу, от работника нужно получить письменное согласие. Решая вопрос о поездке, также необходимо учитывать, что некоторых сотрудников запрещено привлекать к работе в выходной день. Например, беременных женщин (ч. 1 ст. 259 ТК РФ).
Кроме того есть сотрудники, которых до привлечения к работе в выходной нужно ознакомить с правом отказаться от работы в такой день. К ним относятся, в частности, инвалиды, женщины с детьми до трех лет, работники, имеющие трех и более детей в возрасте до 18 лет, если младшему из них не исполнилось 14 лет (ч. 7 ст. 113, ч. 2, 3 ст. 259, ст. 264 ТК РФ, абз. 2 п. 14, п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 № 1).
Примеры расчета дней командировки
Пример 1
Работник едет в командировку на поезде, который отправляется 9 июля в 00.15. Вокзал расположен в черте города. Днем начала командировки считается 9 июля, несмотря на то, что сотрудник отправился на вокзал вечером 8 июля.
Пример 2
Сотрудник летит в командировку на самолете. Вылет 9 июля в 00.35. Аэропорт расположен за чертой населенного пункта, в котором находится место его постоянной работы. Работник отправился в аэропорт вечером 8 июля. Днем начала командировки будет считаться 8 июля, несмотря на то, что в билете указано 9 июля.
Пример 3
Работник, работающий по пятидневной рабочей неделе с выходными днями в субботу и воскресенье, выехал из командировки на автобусе из населенного пункта А в населенный пункт Б в 16.00 в пятницу. В 18.00 этого же дня он прибыл в населенный пункт Б, находясь в пути таким образом 2 часа. 1 час работник ожидал поезд, а затем в 19.00 выехал на поезде из пункта Б в пункт В, прибыв в пункт В в этот же день в 23.00. 2 часа работник ожидал вылета самолета, а затем вылетел из пункта В на самолете в 01.00. Самолет прибыл в место постоянной работы работника в субботу в 10.00. На аэроэкспрессе работник доехал до места постоянной работы, прибыв туда в 12.00. Таким образом, работник находился в пути 20 часов (2 + 1 + 4 + 2 + 9 + 2), из них в пути в выходной день — 12 часов (1 + 9 + 2). Таким образом, в повышенном размере в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 153 ТК РФ оплачиваются 12 часов фактического нахождения работника в пути из командировки, приходящиеся на выходной для него день.