Свидетельство о браке – довольно востребованный документ, который нужен при разводе, заключении сделок о распоряжении общим имуществом, оформлении ипотеки и даже при переходе на новую работу. Что предпринять, если его оригинал потерян или пришел в негодность? Законодатель предусматривает в такой ситуации возможность получить новый бланк свидетельства, подтверждающего семейное положение гражданина. В нашей статье поговорим о порядке и стоимости оформления дубликата свидетельства о браке. Выясним, можно ли заказать новый бланк свидетельства через МФЦ или на госуслугах.
Вместо потерянного, изветшалого или разорванного документа о заключении семейного союза можно получить новый. Однако если человек хочет запросить свидетельство о браке, который уже закончился разводом, повторный бланк документа получить не удастся. В данной ситуации выдадут справку, которая будет подтверждать факт заключения прежде брачного союза.
Повторное свидетельство о регистрации акта гражданского состояния допускается получить в любом органе ЗАГС. Заявитель решает, куда ему удобнее обратиться. Заявление о выдаче нового бланка свидетельства можно направить в ЗАГС по почте, представить при личном визите, а в некоторых регионах — оформить бумаги с помощью специалистов МФЦ. Кроме того, гражданин вправе воспользоваться современными технологиями и заполнить электронное заявление на едином портале госуслуг.
Повторное свидетельство, так же как и справку, подтверждающую заключение брачного союза, можно получить как на себя, так и на другого человека. Но в последнем случае должна быть оформлена нотариальная доверенность, предоставляющая такие полномочия.
Нельзя к первоначальному свидетельству об оформлении брака получить еще и второй экземпляр – на всякий случай. Выдача дубликата предусмотрена законодателем только в случаях, установленных п. 1 ст. 9 Закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ. Речь в данной норме идет о ситуациях, когда оригинальный экземпляр потерян, разорван, заламинирован, со временем стал настолько ветхим, что текстовую часть или печать ЗАГСа на нем плохо видно.
Получить повторный бланк свидетельства могут установленные пунктом 2 ст. 9 Закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ лица:
- муж или жена, в отношении которых была составлена запись акта гражданского состояния;
- родственник или другое заинтересованное лицо — в случае смерти одного из супругов;
- опекун гражданина, признанного недееспособным;
- человек, наделенный соответствующими полномочиями на основании нотариально удостоверенной доверенности, выданной лицом, имеющим право на получение такого дубликата.
Повторный бланк свидетельства не предоставляется после развода или если брак был признан недействительным (п. 3 ст. 9 Закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ). По просьбе бывших супругов орган ЗАГС может сделать для них справку, подтверждающую факт государственной регистрации заключения брака (п. 46 административного регламента, утвержденного Приказом Минюста РФ от 28.12.2018 № 307).
Чтобы запросить новое свидетельство, нужно написать заявление и приложить к нему необходимые документы, состав которых будет зависеть от конкретной ситуации. В любом случае потребуется паспорт гражданина РФ или другой документ, удостоверяющий личность. Помимо него, могут понадобиться такие бумаги:
- документы, доказывающие родственные отношения с покойным. Это может быть вступившее в законную силу решение суда об установлении факта родственных отношений;
- документы, подтверждающие заинтересованность лица в получении дубликата. В частности, это договор ренты и пожизненного содержания с иждивением, завещание, справка нотариуса об открытии наследственного дела;
- доверенность, удостоверенная нотариусом и дающая право действовать от имени лица, которое вправе получить повторное свидетельство;
- документы, полученные за рубежом, которыми удостоверены совершенные там акты гражданского состояния, при наличии их легализации, если международным договором РФ не установлено иное.
За получением дубликата нужно обратиться в ЗАГС — подать заявление лично, по почте, в форме электронного документа через Единый портал госуслуг, а в некоторых российских субъектах через МФЦ (пп. 4, 5 ст. 9 Закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ).
Сроки подготовки дубликата будут зависеть от способа обращения. Если документ заказывается через МФЦ, то новый бланк сделают в течение 6 рабочих дней. При личном посещении в органы ЗАГС новое свидетельство могут выдать в тот же день (п. 2 ст. 6, п. п. 1, 4 ст. 9 Закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ).
На дубликате в обязательном порядке будет проставлена отметка, что свидетельство было выдано повторно (п. 21 приложения № 2 к Приказу Минюста РФ от 13.08.2018 № 167).
За выдачу повторного свидетельства о браке нужно заплатить госпошлину 350 рублей. Госпошлина не перечисляется Героями РФ, Ветеранами Великой отечественной войны и другими гражданами, освобожденными от ее уплаты (ст. 10 Закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ, пп. 11 п. 1 ст. 333.35, пп. 6 п. 1 ст. 333.26 НК РФ).
Подать заявление на выдачу дубликата допустимо через единый портал госуслуг. Однако за получением нового документа тем не менее придется подойти в ЗАГС. Рассмотрим все по порядку.
Чтобы оформить заявление на портале, потребуется подтвержденная учетная запись. Без этого воспользоваться данным способом не получится. Услуга, которая в данном случае понадобится, называется «Повторное свидетельство или справка о браке». За помощью в ее поиске можно обратиться к роботу Максу — цифровому ассистенту портала госуслуг.
После того как выбрана нужная услуга, потребуется указать, на кого человек заказывает документ: на себя или другое лицо, действуя от него по нотариальной доверенности. Далее нужно выбрать желаемый тип документа. Напомним, что помимо дубликата свидетельства в некоторых случаях оформляют справку, подтверждающую наличие записи акта.
Дубликат можно получить, если брак был зарегистрирован в российском ЗАГС либо консульстве. Поэтому системе понадобится подтверждение того, что отношения были узаконены в России.
Для подачи заявления потребуются:
- паспорт гражданина РФ;
- информация из свидетельства о браке, если она известна;
- фамилии, имена, отчества мужа и жены до женитьбы.
При оформлении заявления на госуслугах нужно подтвердить свои личные данные, номер телефона, имейл и место жительства, которые были сохранены в системе. Если произошли изменения в этих данных, то их потребуется отредактировать.
Заявитель сможет по своему усмотрению выбрать ЗАГС, дату и время получения повторного свидетельства или справки. После отправки заявления нужно убедиться, что его приняло к рассмотрению ведомство. Об этом придет соответствующее подтверждение в личный кабинет.
Затем останется только подойти в заранее установленную дату в ЗАГС и забрать повторный бланк свидетельства или справку. С собой нужно иметь документы, перечень которых отобразится при подаче заявления.
Если в отправленном заявлении ведомство обнаружит ошибку, то документ вернут. Тогда потребуется внести корректировки и снова записаться на прием в ЗАГС.
В некоторых российских регионах, в том числе и в Москве, за восстановлением свидетельства о браке можно обратиться в МФЦ. При себе нужно иметь российский паспорт, документы, подтверждающие право на получение дубликата, а также нотариальную доверенность, если человек действует от имени другого лица.
Сотрудники МФЦ помогут подготовить заявление. Также они вправе создавать электронные дубликаты некоторых документов, в том числе копий судебных актов, которые можно будет в дальнейшем использовать для получения государственных и муниципальных услуг. Такой вывод следует из пункта 7.2 части. 1 ст. 16 Закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ, пп. 1—3 правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.10.2021 № 1818.
При запросе дубликата через МФЦ документ будет готов в течение 6 рабочих дней.