В данном материале речь пойдет о возможности возврата денежных средств при отказе от купленных ранее билетов на самолет. Рассмотрим, в каких случаях и в каком порядке несостоявшемуся пассажиру удастся это сделать. Поговорим о вынужденном возврате авиабилетов. Разберем, можно ли вернуть деньги за невозвратный билет на самолет.
Информацию о том, можно ли возвратить билет на самолет и получить назад уплаченные за него деньги, а также условия, на которых это реализуется, перевозчик или уполномоченное им лицо должны сообщить пассажиру предварительно — до оформления договора воздушной перевозки (пп. 1, 1.1. ст. 103 Воздушного кодекса РФ).
В ряде ситуаций авиакомпания может в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира. Притом сумма, на получение которой человек может рассчитывать в таких случаях, зависит от того, какая причина побудила перевозчика расторгнуть договор. Так, стоимость билета на самолет не вернут, если пассажир нарушил правила поведения на борту и создал угрозу безопасности полета или угрозу жизни и здоровью людей. На деньги не стоит рассчитывать и если из-за состояния здоровья пассажира в самолете возникает беспорядок или неустранимые неудобства для других лиц. Также оплаченную сумму целиком не вернут, если пассажир отказывается оплатить провоз своего багажа, из-за чего авиакомпания расторгает договор перевозки, которым предусмотрено условие о возврате стоимости авиабилета. В этой ситуации цена авиабилета возвращается с взысканием неустойки в размере 25 процентов и суммы фактически понесенных расходов перевозчика. Правда, перевозчик вправе самостоятельно уменьшить размер такой неустойки. Данные выводы следуют из подпунктов 3, 4, 6 п. 1, пп. 3, 5, 6 ст. 107 ВК РФ.
При отказе человека от запланированного перелета по собственному усмотрению и возврате авиабилета ему полагается (пп. 1, 2, 4 п. 1 ст. 108 ВК РФ):
- цена билета за минусом фактически понесенных расходов перевозчика – если в договоре воздушной перевозки есть условие о возврате стоимости авиабилета и пассажир уведомил авиакомпанию об отказе от перелета не позже чем за 24 часа до окончания времени регистрации на рейс;
- цена билета за минусом 25-процентной неустойки и фактически понесенных расходов авиакомпанией — если договором воздушной перевозки предусмотрено условие о возврате стоимости авиабилета и пассажир уведомил перевозчика об отказе от перелета меньше чем за сутки до окончания времени регистрации пассажиров на рейс. Перевозчик может уменьшить размер указанной неустойки;
- неиспользованные перевозчиком суммы, взимаемые им в пользу других компаний — если договором воздушной перевозки предусмотрено условие о невозврате стоимости авиабилета.
Если пассажир уведомил перевозчика об отказе от перелета, когда прошли все сроки регистрации пассажиров на рейс, стоимость авиабилета человеку не вернут (пп. 3 п. 1 ст. 108 ВК РФ). Обычно на регистрацию опаздывают из-за того, что задержались в дороге. За это компания может назначить штраф, но нередко вопрос с вылетом при этом можно решить. Так, если самолет еще не улетел, сотрудники могут провести быструю регистрацию пассажира. Если позволяют условия по приобретенному тарифу, можно попытаться оформить обмен билета на ближайший рейс.
Правила, которых нужно придерживаться, чтобы вернуть билет на самолет в случае отказа пассажира от перелета, следующие:
- Нужно убедиться, что авиабилет можно сдать. Это зависит от того, приобретен он с возможностью возврата или без такой возможности, а также от срока уведомления перевозчика об отказе от перелета. Такую информацию можно получить на сайте перевозчика или обратившись в службу поддержки клиентов компании, через которую приобретен билет. В зависимости от ситуации это могут быть авиакомпания, турагентство, организация-посредник, специализирующаяся на продаже авиабилетов.
- При вынужденном отказе от перелета нужно провести сбор подтверждающих документов. Вынужденным признается отказ по болезни или в связи с другими уважительными обстоятельствами.
- Потребуется подать заявление на возврат авиабилета. Сделать это можно через офис продаж компании, в которой был куплен билет, или через сайт, на котором он был приобретен.
Пассажиру возвращается полная стоимость авиабилета, если перелет сорвался из-за его вынужденного отказа. Такой отказ может быть вызван (пп. 2, 3 ст. 108 ВК РФ, п. 227 Федеральных авиационных правил, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 28.06.2007 № 82, п. 116 правил, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 25.09.2008 № 155):
- его собственной болезнью или болезнью члена семьи либо близкого родственника, совместно летящих с ним на самолете. При этом под членами семьи понимаются супруги, родители и усыновители, дети и усыновленные. К близким родственникам относят дедушек, бабушек и внуков, полнородных и неполнородных братьев и сестер;
- смертью члена его семьи или близкого родственника при условии уведомления авиакомпании до завершения регистрации пассажиров на рейс. Указанный факт должен быть подтвержден документально;
- задержкой отправления самолета или отменой рейса, выполнения рейса не по расписанию;
- изменением маршрута перевозки;
- невозможности предоставить пассажиру места на рейс и дату, проставленные в билете;
- задержкой пассажира в аэропорту из-за продолжительности проведения его досмотра, если при его личном досмотре или досмотре багажа не было обнаружено запрещенных к перевозке веществ и предметов;
- необеспечением перевозчиком стыковки рейсов в случае выполнения единой перевозки;
- неправильным оформлением билета авиакомпанией или уполномоченным агентом;
- невозможностью предоставить пассажиру обслуживание по классу, указанному в билете.
Перевозчик может признать отказ пассажира от перевозки вынужденным и в других случаях (п. 227 Федеральных авиационных правил от 28.06.2007 № 82).
Перечень случаев, дающих пассажиру право на отказ от воздушной перевозки с возвратом уплаченной провозной платы, не является исчерпывающим и не исключает возможности такого отказа в случае иных существенных недостатков услуги перевозки (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14.07.2020 № 49-КГ20-7-К6).
Если авиакомпания отменила рейс и вместо возврата денег предлагает ваучеры на будущие перелеты, пассажиром может быть направлена письменная претензия с требованием о возврате платы. В случае спора переписку с авиакомпанией через социальные сети и формы приема обращений на ее сайте суд может не признать доказательством соблюдения претензионного порядка (информация Роспотребнадзора, размещенная на сайте https://www.rospotrebnadzor.ru).
Вынужденный отказ от перелета со стороны пассажира нужно подтвердить справкой. Только в этом случае удастся вернуть билет и получить деньги. Болезнь пассажира или его родственников признается вынужденным отказом при условии уведомления об этом авиакомпании до окончания регистрации на рейс и при наличии подтверждаемых медицинскими документами противопоказаний к полету на дату перелета. Требования к таким медицинским документам определяются правилами перевозчика. Справкой нужно подтвердить и смерть члена семьи или близкого родственника пассажира.
Образец такого заявления можно найти на сайте компании, в которой был приобретен авиабилет. При заполнении заявления о возврате билета нужно указать все данные билета, дату, номер рейса, номер заказа и другую информацию.
Оформление возврата денежных средств за авиабилет осуществляется непосредственно в офисе продаж компании, в которой был куплен авиабилет, либо через сайт, на котором он был приобретен.
В заявлении указывается способ возврата денежных средств, уплаченных за авиабилет. Обычно этот способ совпадает со способом оплаты авиабилета. Так, можно прописать, что финансы нужно перевести на банковскую карту или электронный кошелек.
На сайте авиакомпании надо найти специальный раздел по возврату билетов и заполнить форму заявления. Как правило, требуется прикрепить к ней копию паспорта. После отправки запроса на указанный адрес электронной почты придет подтверждение его получения перевозчиком.
Обычно деньги в такой ситуации переводят на карту банка, электронный кошелек или расчетный счет, с которого проводилась оплата при покупке авиабилетов. Но можно получить возврат средств наличными в офисе компании. Для этого при оформлении заявления на возврат билета нужно указать удобный способ получения средств.
Если авиабилет приобретен с условием о невозврате платы за него, его стоимость при отказе от перелета не возвращается (пп. 4 п. 1 ст. 108 ВК РФ). Исключение составляют неиспользованные суммы, взимаемые перевозчиком в пользу иных компаний согласно законодательству других государств. Здесь речь может идти об аэропортовых сборах.
Независимо от наличия или отсутствия условия о невозвратности стоимость авиабилета возвращается в случае вынужденного отказа пассажира от перелета. Поэтому даже невозвратный билет можно вернуть в случае болезни или других уважительных причин, если имеется документальное подтверждение таких событий.