С 1 сентября 2023 года начнется поэтапная перестройка существующего рынка табака и никотинсодержащих продуктов. Это связано со вступлением в силу нового законодательного акта, отвечающего за комплексное регулирование в этой области. О том, какие нововведения появятся в связи с его принятием, расскажем в нашей статье.
Регулирование рынка табака с 1 сентября 2023 года будет осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 13.06.2023 № 203-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства» (далее – Закон № 203-ФЗ).
Закон № 203-ФЗ носит системный характер. Он охватывает весь спектр существующих подакцизных табачных (сигареты, папиросы, сигары, сигариллы и другие) и никотинсодержащих (изделия из табака нагреваемого, электронные сигареты и никотинсодержащие жидкости) продуктов, а также сырья для их производства (табак, табак нагреваемый, жидкий никотин) и устанавливает над ними комплекс мер государственного регулирования и контроля, включая:
– введение системы лицензирования;
– использование системы мониторинга оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке (ГИСМТ);
– введение госрегистрации оборота предназначенного для производства специального оборудования;
– определение уполномоченного органа власти, которому предоставят контрольные и надзорные полномочия в области производства и оборота табачной, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства.
Законом № 203-ФЗ не допускается производство и оборот табачных изделий и никотинсодержащей продукции (НСП) без нанесенных на такие изделия маркировки и без представления информации о маркировке в ГИСМТ.
В качестве модели регулирования взята уже налаженная система госрегулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Контрольным (надзорным) органом станет Росалкогольтабакконтроль. Так переименуют уже существующий контрольный орган в сфере оборота алкогольной продукции – Росалкогольрегулирование.
Распространение новых правил на существующий рынок табачной продукции будет происходить поэтапно. К примеру:
– запрет на заключение договоров купли-продажи, мены, уступки требования, перевода долга (за исключением денежного), если указанные сделки совершаются в отношении табачной продукции, действует с 1 марта 2024 года;
– требования об обязательном наличии разрешения на ведение лицензируемой деятельности применяются с 1 марта 2024 года;
– для производителей продукции или сырья положения в нахождения специального производственного оборудования в собственности, хозведении или оперуправлении установлены с 1 июля 2025 года.
Законом № 203-ФЗ определяются основные понятия, используемые в сфере производства и оборота табачных изделий.
При этом иные понятия применяются в значениях, которые предусмотрены:
– техническим регламентом Таможенного союза «Технический регламент на табачную продукцию» (ТР ТС 035/2014);
– Федеральными законами от 22.12.2008 года № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию», от 28.12.2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», от 23.02.2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции».
Понятие НСП закреплено в пункте 3 частью 1 статьи 2 Закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ.
Под ними понимаются изделия, которые:
– содержат никотин (в том числе полученный путем синтеза) или его производные, включая соли никотина;
– предназначены для потребления никотина и его доставки посредством сосания, жевания, нюханья или вдыхания.
К ним относятся, в том числе, изделия с нагреваемым табаком, растворы, жидкости или гели с содержанием жидкого никотина в объеме не менее 0,1 мг/мл, никотинсодержащая жидкость, безникотиновая жидкость, порошки, смеси для сосания, жевания, нюханья, и не предназначены для употребления в пищу.
Контроль в сфере изготовления и оборота таких изделий в 2023 году постепенно усиливался:
- С 9 мая 2023 года увеличили штрафы за продажу несовершеннолетнему сигарет и вейпов. Штраф составит:
– для должностных лиц — от 150 тыс. до 300 тыс. рублей;
– для компаний — от 400 тыс. до 600 тыс. рублей;
- С 28 апреля 2023 года расширился перечень устройств для потребления НСП. В него включили приборы, которые используют для получения безникотинового аэрозоля или пара, составные части и элементы электронных систем доставки никотина и устройств для нагревания табака;
- С 1 июня 2023 года действует запрет на устройства для потребления НСП на ярмарках, выставках, дистанционно и через автоматы. Торговать ими можно только в магазинах и павильонах;
- С 1 сентября 2023 года запрещено продавать такие изделия по цене ниже минимальной. Порядок ее определения установит Кабмин;
- С 1 октября 2023 года запрещен оборот немаркированной НСП. До этого времени участники рынка могут промаркировать остатки, находившиеся в обороте по состоянию на 1 марта 2022 года;
- С 1 декабря 2023 года запрещен оборот немаркированных жидкостей для электронных сигарет. До этого участники рынка могут промаркировать остатки (жидкости для электронных систем доставки никотина, в том числе безникотиновые, в картриджах, капсулах, а также в составе электронных систем доставки никотина одноразового использования), которые находятся в обороте по состоянию на 15 декабря 2022 года.
Оборот – поставка и закупка табачных изделий и сырья для их производства (в том числе при экспорте и импорте), их транспортировка, хранение, розничная продажа.
Это понятие появилось, по аналогии с уже существующим определением оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции. Оно применяется на основании Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
Новый закон о рынке табака устанавливает правовые основы государственного регулирования производства и оборота таких изделий. В частности:
– вводится обязательная госрегистрация производственного оборудования для изготовления табачных изделий и сырья;
– разрешается изготовление и оборот только маркированной продукции;
– перечисляются виды деятельности, на осуществление которых потребуется получить разрешение, а также требования к их осуществлению.
С 1 марта 2024 года появится и ряд запретов. Так, не допускается:
– ввод в оборот и оборот изделий, которые должны быть промаркированы, без соответствующих средств идентификации либо без представления сведений о маркировке в ГИСМТ;
– производство, оборот сырья и никотинового сырья, если информация о таком сырье не представлена в установленном порядке в ГИСМТ;
– розничная продажа сырья, никотинового сырья;
– выпуск табачных и никотинсодержащих изделий из сырья, никотинового сырья, если информация о них не представлена в ГИСМТ;
– розничная торговля табаком, никотинсодержащими изделиями не в потребительской упаковке;
– производство, оборот табачных изделий, табачной продукции, сырья, никотинсодержащей продукции и никотинового сырья без соответствующего разрешения;
– продажа сырья, никотинового сырья лицам, не имеющим лицензии;
– поставка табачной продукции и никотинсодержащей продукции лицу, не зарегистрированному в ГИСМТ;
– закупка, поставка табачной продукции и никотинсодержащей продукции лицом, не зарегистрированным в ГИСМТ;
– закупка табачной и никотинсодержащей продукции у лица, не зарегистрированного в ГИСМТ;
– оформление договоров купли-продажи, мены, уступки требования, перевода долга (за исключением денежного), если указанные сделки совершаются в отношении табачных изделий и никотинсодержащей продукции. Заключенные в таких случаях договоры считаются ничтожными.
Новые правила госрегулирования в сфере изготовления и оборота табака устанавливают, в том числе, меры, направленные на борьбу с контрафактом.
Для того, чтобы пресекать незаконный оборот табачных изделий будут изымать такую продукцию и сырье в случае, если их изготовление и оборот происходят без:
– лицензий;
– нанесенных на табачные и никотинсодержащие изделия средств маркировки;
– наличия сведений о маркировке в ГИСМТ;
– представления данных о сырье и никотиновом сырье в ГИСМТ;
– соответствия табачных и никотинсодержащих изделий техническим регламентам;
– документа о легальности изготовления и оборота табака, сырья, изделий из него.
Изъятые из незаконного оборота или конфискованные товары должны вывозиться с места изъятия, храниться до проведения необходимых исследований и впоследствии уничтожаться по решению суда.
Выдача разрешений на изготовление табачных продуктов и никотинсодержащих изделий исключена из сферы ведения Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Устанавливается, что разрешительный характер приобрели следующие виды деятельности:
– изготовление, хранение, поставка произведенных табачных изделий, сырья, никотинсодержащей продукции и сырья;
– изготовление, хранение и поставка изготовленных табачных и никотинсодержащих товаров;
– изготовление, хранение, поставка произведенных сигар.
Разрешение на такую деятельность предусматривает право лицензиата на закупки сырья в объеме не более 25 тонн в год, производства сигар, хранения, поставки и вывода из оборота при экспорте сырья и произведенных лицензиатом сигар.
При этом разрешения выдаются отдельно на изготовление:
– табака, сырья, хранение и поставку изготовленных табачных изделий, сырья;
– никотинсодержащей продукции и сырья, хранение и поставку выпущенной продукции и сырья.
Новыми правилами устанавливается перечень лицензионных требований к производителям табачной продукции. В их числе:
– использование оборудования только в случае, если оно находится у лицензиата в собственности, хозведении или в оперуправлении;
– наличие паспортов оборудования, иных документов и сведений, позволяющих идентифицировать оборудование;
– регистрация заявителя в ГИСМТ;
– соблюдение запрета на размещение на складах и на производстве лицензиата оборудования, если оно не находится в его собственности, на праве хозведения либо оперативного управления;
– соблюдение требований к госрегистрации производственного оборудования в госреестре.
Для вступления в силу требований к производственному оборудованию предусмотрена отсрочка – до 1 июля 2025 года.
В январе 2023 года были увеличены ставки акцизов на сигареты, папиросы, табак (табачные изделия), предназначенные для потребления путем нагревания, а также жидкости для электронных систем доставки никотина.
Так, акциз на сигареты, папиросы установлен:
– с 1 марта по 31 декабря 2023 года исходя из 2603 рубля за 1 тыс. штук плюс 16 % расчетной стоимости, исчисляемой из максимальной розничной цены, но не менее 3536 рублей за 1 тыс. штук;
– с 1 января по 31 декабря 2024 года исходя из 2707 рублей за 1 тыс. штук плюс 16 % расчетной стоимости, исчисляемой из максимальной розничной цены, но не менее 3678 рублей за 1 тыс. штук;
– с 1 января по 31 декабря 2025 года исходя из 2815 рублей за 1 тыс. штук плюс 16 % расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 3825 рублей за 1000 штук.
Акциз на табак (табачные изделия), предназначенные для потребления путем нагревания:
– с 1 марта по 31 декабря 2023 года — 8669 рублей за 1 кг;
– с 1 января по 31 декабря 2024 года — 9016 рублей за 1 кг;
– с 1 января по 31 декабря 2025 года — 9377 рублей за 1 кг.
Акциз на жидкости для электронных систем доставки никотина:
– с 1 марта по 31 декабря 2023 года — 20 рублей за 1 мл;
– с 1 января по 31 декабря 2024 года — 21 рубль за 1 мл;
– с 1 января по 31 декабря 2025 года — 22 рубля за 1 мл.
При этом с 1 марта 2023 года внесены изменения, согласно которым перестали быть подакцизными:
– электронные системы доставки никотина;
– устройства для нагревания табака.
В этой связи коды для видов подакцизных товаров «470» и «473» в декларациях по акцизам и по косвенным налогам (НДС и акцизам) при импорте товаров в РФ с территории стран — членов ЕАЭС, не указываются, начиная с отчетности за март 2023 года (письмо ФНС от 03.02.2023 № СД-4-3/1221@).