Закупка у единственного поставщика – неконкурентный способ приобретения товаров, работ, услуг государственными и муниципальными заказчиками. В каких случаях можно его использовать, какие нюансы при этом следует учитывать, расскажем в нашей статье.

Закупка у единственного поставщика по 44-ФЗ 

Единственный поставщик – это физическое или юридическое лицо, с которым можно заключить контракт без проведения конкурентной процедуры. В рамках Закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ это можно сделать только в определенных случаях (ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 339).

Перечень ситуаций, когда можно оформить контракт с единственным поставщиком постоянно претерпевает изменения.

Так, с 01.01.2023 такой контракт можно заключить на оказание услуг (п. 61 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ):

• по подготовке космонавтов;

• организации и обеспечению запусков космических аппаратов, а также управлению ими в полете;

• созданию, разработке, изготовлению и испытанию космической техники.

Кроме того с начала года неконкурентным способом можно закупать услуги по обращению с отходами I и II классов опасности.

За заключение контракта с единственным поставщиком в ситуации, которая в Законе № 44-ФЗ не указана, предусмотрен штраф в размере 30 тыс. или 50 тыс. рублей (ч. 1, 2 ст. 7.29 КоАП РФ). Кроме того, такой контракт могут признать недействительным.

Работа с единственным поставщиком удобна для заказчика, поскольку:

• не нужно оформлять извещение о закупке. Исключение — закупка товара, проводимая в электронной форме по ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ;

• в ряде случаев можно заключить контракт в соответствии с ГК РФ без учета отдельных требований Закона № 44-ФЗ. Исключение составляют, в частности, контракты, заключенные по ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ (ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).

При этом выбранный поставщик должен соответствовать единым требованиям, установленным для всех участников госторгов.

Закупки у единственного поставщика в большинстве случаев включают в план-график в общем порядке.

При планировании приобретения продукции на основании п. п. 4, 5, 23, 26, 33, 42, 44 ч. 1, ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, в план-график вносится информация о ней как об отдельных закупках в размере годового объема их финансового обеспечения. Закупки по п. п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ и закупки на сумму не более 3 млн руб. по ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ надо указывать раздельно. Графы 3, 4, 12, 14 раздела 2 формы плана-графика заполнять не нужно. В качестве наименования объекта закупки указывается положение Закона № 44-ФЗ, которое является основанием для таких закупок (пп. «г» п. 18 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2019 № 1279).

При планировании приобретений в соответствии с ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ позиции плана-графика формируются в обычном порядке (Письмо Минфина России от 22.04.2020 № 24-01-08/32472).

При планировании закупок по пп. «а» п. 1 Постановления Правительства РФ от 31.12.2022 № 2559 следует учитывать ряд особенностей. В частности, информация о них, включенная в план-график, не размещается на официальном сайте ЕИС (пп. «в» п. 6 Постановления Правительства РФ № 1279).

 

Закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ 

Для проведения закупки у единственного поставщика по Закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ заказчику нужно:

• включить в положение о закупке порядок и основания проведения такой закупки;

• предусмотреть соответствующую закупку в плане закупок. Это можно не делать, когда заказчик принял соответствующее решение в отношении закупок, указанных в п. п. 1 — 3 ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, например, в отношении приобретений, стоимость которых не превышает 100 тыс. рублей (500 тыс. руб. для крупных заказчиков) (п. 4 Правил формирования плана закупки, ч. 5.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ);

• подготовить договор и другие необходимые документы. Если это предусмотрено положением о закупке — разместить в ЕИС информацию о закупке, например, извещение, проект договора. В ЕИС можно не размещать, в частности сведения, о закупках, стоимость которых не превышает 100 тыс. руб. (500 тыс. руб. для крупных заказчиков) (ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ);

• заключить договор и направить сведения о нем в реестр договоров. Если по договору с единственным поставщиком стоимость приобретаемой продукции не превышает 100 тыс. руб. (500 тыс. руб. для крупных заказчиков), решение о направлении сведений в реестр принимается в соответствии с положением о закупке.

 

Случаи закупки у единственного поставщика 

По Закону № 44-ФЗ

В Законе № 44-ФЗ предусмотрено свыше шестидесяти случаев, когда заказчик может приобретать товары, работы или услуги у единственного поставщика (ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). Это можно сделать, если проводится закупка:
• по результатам несостоявшейся конкурентной процедуры по п. п. 24, 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Торги считаются несостоявшимися, если изначально была подана одна заявка, если по результатам процедуры осталась одна заявка, а также не было подано ни одной заявки;

• до 600 тыс. рублей по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Такие закупки разрешено проводить в ограниченном годовом объеме. При этом возможны два варианта расчета годового объема закупок: до 2 млн рублей или до 10 процентов СГОЗ, но не более 50 млн рублей. Для нужд сельских поселений годовой объем закупок не ограничен. До 31.12.2023 на заказчиков, указанных в ч. 72 ст. 112 Закона № 44-ФЗ, при осуществлении таких закупок не распространяются ограничения по предельному размеру годового объема таких закупок, составляющему 50 млн рублей;

• до 600 тыс. рублей по п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Это основание могут применять только отдельные категории заказчиков, в частности государственные или муниципальные образовательные организации, физкультурно-спортивные организации, дома народного творчества, центры ремесел. При этом годовой объем приобретений по этому пункту не должен превышать 5 млн рублей или 50 процентов совокупного годового объема закупок и не должен быть более 30 млн рублей (п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);

• в сфере культуры, спорта, науки и образования. Все случаи установлены в п. п. 10, 13 — 15, 17, 18, 26, 33, 35, 37, 44, 45, 60 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ;

• по энергоснабжению, строительству, ремонту, недвижимости (п. п. 8, 19, 22, 23, 29, 31, 32, 38, 39, 57 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);

• в сфере медицины и ликвидации последствий ЧС (п. п. 5.1, 5.2, 8, 9, 28, 28.1, 34 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);

• в сфере госуправления, обороны п. п. 3, 6, 7, 20, 21, 30, 40, 41, 46, 50 — 54, 56, 59 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). Это могут быть работы по мобилизационной подготовке, закупка вооружения и военной техники у единственного производителя, закупка товаров, работ, услуг диппредставительством РФ и так далее;

• по п. п. 1, 2, 11, 12, 16, 26, 36, 42, 47, 48, 49, 55, 58, 61, 62 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. К таким закупкам относятся, например, закупки у субъектов естественных монополий и центрального депозитария.

До 31 декабря 2023 Правительство РФ и высшие исполнительные органы власти субъектов РФ могут определять дополнительные случаи закупок у единственного поставщика и порядок их осуществления (ч. 1, 2 ст. 15 Закона от 08.03.2022 № 46-ФЗ).

По Закону № 223-ФЗ

В Законе № 223-ФЗ не определены случаи, когда заказчик может делать покупки у единственного поставщика. Он самостоятельно определяет в положении о закупке основания, в том числе критерии и случаи, для таких закупок.

Если не установить основания, то действия заказчика могут признать неправомерными, поскольку они приводят к ограничению конкуренции. Для закупки у единственного поставщика должны быть разумные и объективные причины, обосновывающие, например, неэффективность применения конкурентных процедур. Например, они неэффективны, когда товарный рынок ограничен. В другом случае выбор неконкурентной формы закупки будет злоупотреблением правом (Определение Верховного Суда РФ от 16.09.2021 № 306-ЭС21-13429 по делу № А57-6544/2020, п. 9 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018). Минфин России указал, что цели Закона № 223-ФЗ не выполняются, если большая часть закупок проводится у единственного поставщика (Письмо от 19.04.2019 № 24-04-07/28730).

Ограничением конкуренции может быть признано заключение контракта с единственным поставщиком, если это не обусловлено, например, экономическо-производственной необходимостью, а также отсутствует потребность в ее срочном проведении (п. 7 Обзора практики применения антимонопольного законодательства коллегиальными органами ФАС России за период с 01.07.2018 по 01.07.2019). Поэтому рекомендуем большую часть закупок осуществлять конкурентными способами.

Можно предусмотреть в положении, например, следующие случаи закупки у единственного поставщика:

• закупка, цена которой не превышает установленного значения. Применение этого основания позволит совершать мелкие сделки без дополнительных затрат на проведение торгов;

• закупка совместимого товара, работы, услуги. Это основание позволит докупить товары, совместимые с закупленными ранее, в случаях, когда это можно сделать только у того же поставщика. Определение нового поставщика может повлечь дополнительные организационные и финансовые затраты, например, необходимость переоснащения оборудования в связи с использованием товара другого контрагента;

• закупка уникального товара, работы услуги. Такое основание позволит осуществить закупку, когда закупаемые товары могут быть поставлены только конкретным поставщиком и отсутствует равноценная замена;

• закупка для удовлетворения срочной потребности. Приобретение продукции по этому основанию позволит удовлетворить непредвиденные нужды без дополнительных временных и материальных затрат на проведение торгов;

• закупка по итогам несостоявшейся процедуры. Это основание важно предусмотреть для случаев, когда на объявленную процедуру не подано заявок или всех участников отклонили за несоответствие требованиям, а на повторные торги нет времени;

• закупка в рамках текущей хозяйственной деятельности. Рекомендуем предусмотреть в положении закупку услуг, которые могут понадобиться в текущей деятельности. Например, коммунальные услуги, услуги водоснабжения, водоотведения, канализации, теплоснабжения, подключения (присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, услуги по техническому и санитарному содержанию помещений, услуги стационарной и мобильной связи и так далее.
Рекомендуем составлять перечень оснований так, чтобы закупка у единственного поставщика могла применяться только в случаях, когда использовать другие способы невозможно или нецелесообразно.

Ограничений по объему закупок у единственного поставщика или сумме таких договоров Законом № 223-ФЗ не установлено. При условии, что основания не проводить конкурентную процедуру соответствуют нормам положения, можно провести такую процедуру в любое время. Нужно учитывать, что злоупотребление неконкурентными закупками может быть расценено контролирующими органами как ограничение конкуренции (Письмо Минэкономразвития России от 13.03.2017 № Д28и-1224).

 

Обоснование закупки у единственного поставщика 

По Закону № 44-ФЗ

Обоснование закупки у единственного поставщика при ее планировании составлять не нужно, поскольку это не предусмотрено Законом № 44-ФЗ. Для признания закупки обоснованной достаточно, чтобы она соответствовала требованиям в части нормирования и формирования цены контракта (ч. 1 ст. 18 Закона № 44-ФЗ). В ряде случаев требуется включить в контракт обоснование его цены (ч. 4 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

По Закону № 223-ФЗ

Закон № 223-ФЗ также не требует составлять обоснование проведения закупки у единственного поставщика. Достаточно организовать ее в точном соответствии нормам положения о закупке, указав на конкретное основание при заполнении формы плана закупки. Однако на деле многие заказчики прописывают необходимость обоснования в своих положениях о закупке (см., например, пп. 1, п. 14.3 Положения о закупке Госкорпорации развития «ВЭБ.РФ»).

 

 

Согласование закупки с единственным поставщиком 

Если торги признаются несостоявшимися, контракт с единственным поставщиком заключается в соответствии с п. п. 24, 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ по согласованию с контрольным органом (п. 4 ч. 5 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Такое согласие требуется, если НМЦК превышает предельные размеры (п. 1 Постановления Правительства РФ от 30.06.2020 № 961):

• 500 млн рублей – при приобретении продукции для федеральных нужд;

• 250 млн рублей – для нужд субъекта РФ, муниципальных нужд;
• 1 тыс. рублей – при закупке в случае признания несостоявшимся электронного конкурса, электронного аукциона по п. п. 3 — 6 ч. 1 ст. 52 Закона № 44-ФЗ, а также при закрытых способах определения поставщика.

До 01.07.2024 контракт заключается без использования ЕИС и электронной площадки (ч. 4 ст. 8 Закона от 02.07.2021 № 360-ФЗ).

Если не состоялся запрос котировок в электронной форме, согласовывать заключение контракта с единственным поставщиком не нужно (п. 4 ч. 5 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Чтобы получить согласие, нужно направить соответствующее обращение в контрольный орган не позже чем через пять рабочих дней с даты размещения в ЕИС протокола с информацией о признании торгов несостоявшимися или с даты подписания такого протокола, если он не размещается в ЕИС (ч. 6 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Обращение нужно составить по форме, установленной Правилами № 961. Перечень информации и документов, прилагаемых к обращению, прописан в п. 7 Правил № 961.

Обращение направляется в (ч. 7 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, п. 2 Правил № 961):

• ФАС России — при закупках для федеральных нужд и закупках, проводимых закрытыми конкурентными способами;

• контрольный орган в сфере закупок субъекта РФ – при покупках, совершаемых для региональных нужд;

• муниципальный контрольный орган в сфере закупок либо контрольный орган в сфере закупок субъекта РФ, если есть соглашение о передаче контрольных полномочий, — при закупках для муниципальных нужд.

Если обращение составлено правильно и направлено в надлежащий контрольный орган, то он не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения (ч. 8, 10 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, п. п. 9 — 11 Правил № 961):

• рассмотрит обращение и проведет внеплановую проверку;

• примет решение: согласует заключение контракта либо откажет в согласовании;

• направит уведомление о размещении решения и предписания (при наличии) в Реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений — если проводились электронные процедуры;

• направит решение и предписание (при необходимости) на бумажном носителе — если проводилась закупка закрытым способом.

При заключении контракта по итогам согласования нужно соблюдать следующие требования (ч. 9 ст. 93 Закона № 44-ФЗ):

• срок подписания проекта контракта исчисляется со дня, следующего за днем получения решения о согласовании;
• не следует заключать контракт, пока не исполнено предписание, выданное по итогам внеплановой проверки;

• контракт заключается не ранее чем через 10 дней со дня размещения в ЕИС протокола с информацией о признании закупки несостоявшейся (подписания такого протокола, если он не размещается в ЕИС) и не позднее чем через 20 дней с даты получения решения о согласовании. До получения решения заключать контракт нельзя.

 

Электронные закупки у единственного поставщика 

В рамках Закона № 44-ФЗ существует возможность проводить электронные закупки у единственного поставщика по п. п. 4 — 5.2 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Их проводят на тех же электронных площадках, что и другие электронные торги по Закону № 44-ФЗ. Купить таким образом можно только товары. Минимальная цена контракта может быть любой. Максимальная — не более 3 млн рублей (ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, п. 2 Письма Минфина России от 12.02.2021 № 24-06-08/9591).

Объем электронных малых закупок по п. п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ учитывается в предельных годовых объемах закупок, которые предусмотрены указанными нормами.

Годовой объем закупок по п. 5.1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ не должен превышать:

• 50 млн рублей — в отношении расходных материалов;

• 250 млн рублей — в отношении медизделий.

В плане-графике каждая такая закупка указывается отдельно (пп. «г» п. 18 Положения о порядке формирования планов-графиков, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2019 № 1279).

Проводить рассматриваемую закупку на электронной площадке вправе все заказчики. Полагаем, это касается и тех, кто по Распоряжению Правительства РФ от 28.04.2018 № 824-р обязан проводить закупки по п. п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ с использованием ЕАТ «Березка».

Чтобы провести закупку в электронной форме, нужно с помощью ЕИС сформировать извещение. В него следует включить (п. 3 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ):

• адрес электронной площадки;

• информацию, указанную в п. п. 1 — 3, 9, 10, 13, 15, 17 и 18 ч. 1 ст. 42 Закона № 44-ФЗ, в частности, сведения о заказчике, идентификационный код закупки. Для каждой электронной малой закупки ИКЗ формируется отдельно (п. 3 Порядка формирования идентификационного кода закупки, утвержденного Приказом Минфина России от 10.04.2019 № 55н);

• наименование товара и его характеристики. Эти сведения нужно отразить, указав позицию КТРУ. После этого откроется доступ к размещенным на всех электронных площадках предварительным предложениям о поставке товаров, содержащим информацию о поставке товара в отношении выбранной позиции каталога (ч. 13 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, п. 9 Положения о порядке формирования и размещения информации и документов в ЕИС, о требованиях к их формам, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 № 60, пп. «а» п. 31 Положения о ЕИС, утвержденного Постановлением № 60);

• начальную цену единицы товара с учетом стоимости доставки, налогов, сборов и иных обязательных платежей;

• количество товара;

• единицу измерения товара в соответствии с ОКЕИ;

• срок поставки товара в календарных днях;

• место поставки товара по соответствующему классификатору;

• информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта по ч. 8 — 23, 25 ст. 95 Закона № 44-ФЗ;

• единые и дополнительные (при наличии) требования к участникам;

• требование об отсутствии в РНП сведений об участнике, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке, если Правительство РФ не определило иное. Требование устанавливается по желанию заказчика (ч. 1.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ). Если требование по ч. 1.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ не установлено, нужно установить требование об отсутствии в РНП информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых включается в заявку, включенной в РНП в связи с отказом от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика политических или экономических санкций или мер ограничительного характера (пп. «б» п. 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571).

При составлении извещения нужно учитывать следующее:

• можно указать только одно наименование товара с одной начальной ценой за единицу товара, одним сроком и местом поставки (п. 7 Письма Минфина России от 12.02.2021 № 24-06-08/9591);

• извещение должно содержать проект контракта и обоснование его цены. При составлении проекта контракта нужно руководствоваться и требованиями ч. 4 — 9, 11 — 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ (ч. 15 ст. 34, п. 4 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);

• в извещении должен быть установлен запрет на допуск иностранных товаров или ограничение их допуска, если это предусмотрено условиями применения национального режима при закупках по Закону № 44-ФЗ. Исключение — ограничения по Постановлению № 832, которое применяется только при конкурентных закупках. По этой же причине не нужно предусматривать условия допуска иностранных товаров (п. 12 Письма Минфина России от 12.02.2021 № 24-06-08/9591). Для ряда товаров, на которые распространяются ограничения допуска, определена минимальная обязательная доля закупок российских товаров (п. 1 Постановления Правительства РФ от 03.12.2020 № 2014).

Готовое извещение нужно подписать усиленной квалифицированной электронной подписью и разместить в ЕИС. Вносить изменения в извещение нельзя (п. п. 3, 4 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

В течение одного часа с момента размещения в ЕИС извещения оператор электронной площадки осуществит отбор и направит заказчику не более пяти заявок, указав их порядковые номера (п. 5 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Если заявок, соответствующих требованиям извещения, не окажется, оператор уведомит об этом (п. 8 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). В этой ситуации рекомендуем составить протокол о признании малой электронной закупки несостоявшейся.

Заказчик рассматривает заявки не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем их получения. Он признает их соответствующими требованиям извещения или отклоняет. Заявку можно отклонить в случаях, предусмотренных пп. «а» п. 6 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, в частности, если:

• не представлены информация и документы, предусмотренные пп. «в» п. 5 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, например, не указан товарный знак (при наличии);

• предусмотренные пп. «в» п. 5 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ информация и документы, представленные участником закупки, не соответствуют требованиям извещения;

• участник закупки не соответствует единым и (или) дополнительным (при их наличии) требованиям и так далее.

Допущенным заявкам присваиваются порядковые номера по мере возрастания цены за единицу товара. Протокол подведения итогов определения поставщика формируют с использованием электронной площадки. В нем нужно прописать (пп. «в» п. 6 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ):

• дату подведения итогов;

• идентификационные номера заявок, присвоенные оператором электронной площадки;

• информацию о принятых по заявкам решениях;

• обоснование решения об отклонении заявки (в случае принятия такого решения);

• информацию о порядковых номерах заявок.

Протокол нужно подписать усиленной квалифицированной электронной подписью и направить оператору электронной площадки. Он разместит протокол в ЕИС и на электронной площадке.

С участником, заявке которого присвоен первый номер, заключается контракт. Его нужно заключать и в случае, когда только одна заявка соответствует требованиям извещения, а остальные отклонены (п. 7 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, п. 13 Письма Минфина России от 12.02.2021 № 24-06-08/9591).
При заключении контракта следует руководствоваться порядком, установленным ст. 51 Закона № 44-ФЗ. При этом нужно учитывать особенности, предусмотренные для заключения контракта по итогам электронного запроса котировок. В частности, проект контракта без подписи нужно сформировать и разместить в ЕИС и на электронной площадке с использованием этой системы не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в ЕИС протокола подведения итогов определения поставщика (п. 7 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Сведения о контракте нужно включить в реестр контрактов в течение пяти рабочих дней с даты его заключения (ч. 1, 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ).

 

Контракт с единственным поставщиком 

Контракт с единственным поставщиком по Закону № 44-ФЗ

В контракт с единственным поставщиком нужно включить все существенные условия, иначе он будет считаться незаключенным (п. 1 ст. 432 ГК РФ). Такими условиями являются (ст. 34 Закона № 44-ФЗ):

• цена. Необходимо указать, что она является твердой в течение всего срока действия. Когда невозможно определить количество товара (объем работ, услуг), исходя из ч. 24 ст. 22 Закона № 44-ФЗ, нужно указать цену единицы продукции и максимальное значение цены контракта. В этом случае контракт должен содержать порядок определения количества товара, работы, услуги на основании заявок заказчика (ч. 1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, Письмо Минфина России от 10.04.2020 № 24-03-07/28837). При заключении контракта по п. п. 3, 6, 11, 12, 16, 18, 19, 22, 23, 30 — 35, 37 — 41, 46, 49 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, нужно обосновать цену контракта и включить такое обоснование в контракт;

• условие об ответственности заказчика и поставщика за нарушение обязательств по контракту;

• порядок и сроки оплаты;

• порядок и сроки приемки исполнения и оформления его результатов;

• условие об уменьшении суммы, которую заказчик должен выплатить, на размер связанных с оплатой контракта налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ, если по законодательству их уплата возложена на заказчика;

• требование предоставить обеспечение исполнения госконтракта. Это условие необязательно в ряде случаев;

• сроки возврата заказчиком обеспечения в виде денежных средств, если единственный поставщик выберет такой способ обеспечения;

• требования к гарантийным обязательствам;

• обязательство поставщика предоставить новое обеспечение исполнения госконтракта, если у банка, выдавшего независимую гарантию в качестве такого обеспечения, отозвали лицензию.

Часть этих условий можно не включать, если контракт заключен по определенным основаниям. В этих случаях нужно руководствоваться положениями ГК РФ о совершении сделок. Это касается, например, закупок на основании п. п. 1, 4 и 5 за исключением контрактов, заключаемых в соответствии с ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Если оплата производится из целевых средств, для которых предусмотрено казначейское сопровождение, условия контракта формируются с учетом п. п. 2, 3 ст. 242.23 БК РФ и других нормативных правовых актов, в частности Постановления Правительства РФ от 24.11.2021 № 2024.

До 01.01.2024 условия следует формулировать с учетом некоторых особенностей. Это связано с тем, что на указанный период действие ряда положений ст. 242.23 БК РФ приостановлено, в частности (ч. 1 ст. 8 Закона от 21.11.2022 № 448-ФЗ):

• пп. 1 п. 2 ст. 242.23 БК РФ об открытии лицевых счетов участника казначейского сопровождения поставщикам, если расчеты осуществляются в соответствии с ч. 4 — 6 и 15 ст. 10 Закона от 21.11.2022 № 448-ФЗ;

• п. 3 ст. 242.23 БК РФ о запрете перечислять средства с лицевых счетов участника казначейского сопровождения, открытых заказчикам, на расчетные счета, открытые поставщикам в кредитных организациях, в случаях, предусмотренных ч. 4 — 6 и 15 ст. 10 Закона от 21.11.2022 № 448-ФЗ.

В контракты, указанные в ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 05.12.2022 № 466-ФЗ, включается условие о казначейском обеспечении обязательств. Положения нужно разработать с учетом Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.12.2021 № 2479.

Случаи, когда можно изменять существенные условия контракта, и требования, которые необходимо при этом соблюдать, закреплены в ст. 95 Закона № 44-ФЗ. Так, по соглашению сторон можно изменить любые условия контракта с единственным поставщиком в случаях, перечисленных в п. 10 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

Договор с единственным поставщиком по Закону № 223-ФЗ

Заказчики, работающие по Закону № 223-ФЗ, самостоятельно устанавливает порядок заключения договоров по результатам неконкурентных процедур (Письмо Минфина России от 09.06.2022 № 24-07-07/54924). С единственным поставщиком можно заключить договор в любой форме, установленной положением о закупке на основании ст. 434 ГК РФ:
• в письменной форме путем составления единого документа (в том числе электронного) либо обмена с контрагентом письмами, телеграммами, электронными документами или иными данными по правилам п. 1 ст. 160 ГК РФ;

• в устной форме. Например, заказчик заключает мелкие сделки за наличный расчет и впоследствии оформляет авансовый отчет, при этом сделка исполняется в момент ее совершения.

Следует учитывать, что по ГК РФ отдельные виды договоров можно заключать только в письменной форме. Например, договоры о продаже недвижимости или об аренде здания заключаются только путем составления единого документа, подписанного сторонами (ст. ст. 550, 651 ГК РФ).

Срок оплаты по договору должен составлять не более семи рабочих дней с даты приемки. Исключение – случаи, когда другой срок установлен законодательством, Правительством РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства или определен в положении о закупке. В последнем случае надо предусмотреть конкретные сроки оплаты и (или) порядок их определения, а также перечень товаров, работ, услуг, при закупке которых они применяются (ч. 5.3, 5.4 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).

Сведения о договорах, заключенных с единственным поставщиком, нужно включить в ежемесячный отчет. Он размещается в ЕИС не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным (ч. 19 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, абз. 4 пп. «а» п. 45(1), п. 45(2) Положения о размещении в ЕИС, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 № 908).

 

Сроки закупки у единственного поставщика 

Сроки закупки у единственного поставщика отдельно не регламентированы. Необходимо соблюдать общие положения Закона № 44-ФЗ, Закона № 223-ФЗ, а также правила, установленные в положении о закупках.

 

Закупка у единственного поставщика в 2023 году

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *