В 2014 году ООО продало квартиру и машино-место физлицу. Реализацию имущество компания отразила в отчетности и уплатила налоги. Однако оплату от покупателя так и не получила. В 2019 году договоры купли-продажи были расторгнуты, а имущество передано обратно в собственность ООО.
В связи с этим организация в 2021 году подала в ИФНС уточненную декларацию по налогу на прибыль за 2019 год, а также заявление о возврате налоговой переплаты. Инспекция вынесла отказ.
Компания обратилась в суд, но проиграла. Суды указали, что согласно уточненной декларации по налогу на прибыль за 2019 год общество отразило связанную с расторжением договора купли-продажи оплату в составе внереализационных расходов. Это привело к образованию убытка. В такой ситуации авансы, начисленные с начала года, подлежат уменьшению, что отражено в поданной уточненной декларации. Поэтому ИФНС сделала правильный вывод о том, что у ООО нет переплаты, подлежащей возврату на расчетный счет.
Факт неоплаты имущества не имеет правового значения для целей исчисления налога на прибыль. В силу статьи 271 НК РФ доходы признаются в том периоде, в котором они имели место, независимо от момента поступления денег. Соответственно, факт расторжения договоров в 2019 году не может повлиять на изменение учета реализации имущества в 2014 году. Все последующие изменения, связанные с возвратом товара, подлежат учету как новые факты хозжизни в периоде их возникновения.