В рамках конкурсного производства, открытого в отношении ООО, представитель единственного участника должника (Б.) обратилась с жалобой на действия конкурсного управляющего. Суды трех инстанций рассматривать жалобу отказались, апелляция вернула ее подателю. Причиной стало то, что заявитель не приложила документ, подтверждающий ее полномочия и наличие юридического образования.
Кассация с выводами судов не согласилась (Постановление от 01.02.2023 № Ф07-563/2023). Вышестоящий суд пояснил, что согласно абзацу 20 статьи 2 Закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ представителем участников должника является в том числе лицо, избранное для представления их интересов в рамках банкротных процедур. По закону об ООО в обществе, состоящем из одного участника, такие решения принимаются единственным участником и оформляются письменно. В рассматриваемом споре документально подтверждено, что единственный участник общества принял решение о наделении Б. полномочиями представлять его интересы в деле в рамках банкротных процедур со ссылкой на абз. 3 ч. 1 ст. 35 Закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ. В таком случае оснований для истребования доказательств, подтверждающих полномочия Б. в порядке ч. 4 ст. 61 АПК РФ, нет.
Кроме того, по мнению кассационного суда, требование о наличии у представителя в деле высшего юридического образования не распространяется на лиц, выступающих представителями по делу о банкротстве.