С первого ноября стартовал очередной осенний призыв в армию. В этот раз он начался позже, чем обычно. И это, конечно, не единственное изменение, произошедшее в последнее время касательно военной службы. Однако неизменным остается вопрос уклонения от ее прохождения. В этой статье мы рассмотрим, что признается уклонением, какие существуют наказания за уклонение и что изменилось в законе за последнее время.
Лица, попадающие под призыв, указаны в статье 22 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
К ним относятся мужчины, соответствующие следующим критериям:
— возраст от 18 до 27 лет;
— состоят на воинском учете (не состоят, но есть обязанность состоять на учете);
— не пребывают в запасе.
При этом не призываются на «срочку» лица:
— освобожденные от исполнения воинской обязанности (или от призыва на военную службу);
— имеющие отсрочку от призыва;
— не подлежащие призыву.
Освобождению подлежат следующие категории граждан:
— ограниченно годные по здоровью;
— проходящие (прошедшие) службу;
— проходящие (прошедшие) альтернативную службу;
— лица которые прошли службу в другой стране (если предусмотрено международным договором).
Имеют право на освобождение граждане:
— имеющие ученую степень;
— сыновья (родные братья) погибших (умерших) в связи с военной службой.
Не призываются лица:
— отбывающие наказание путем лишения свободы (ее ограничения в виде исправительных работ и прочее);
— у которых есть неснятая (непогашенная) судимость за преступление;
— по которым идет процедура дознания (следствия, дело передано в суд);
Имеют освобождение от исполнения обязанностей лица, признанные не годными к военной службе по причине проблем со здоровьем.
Отсрочка предоставляется лицам:
— временно не годным по здоровью;
— занятым постоянным уходом за близкими родственниками;
— являющимся опекунами (попечителями) несовершеннолетних родственников (при отсутствии других лиц);
— воспитывающими ребенка без матери;
— имеющими двух и более детей;
— имеющим ребенка-инвалида.
Это неполный перечень лиц, имеющих отсрочку от армии. Подробно такие категории перечислены в ст. 24 ФЗ № 53 «О воинской обязанности».
Указанные нормы действуют в отношении подлежащих призыву в 2022 году.
Понятие «уклонение» в законе прямо не озвучено. При этом ответственность за стремление уйти от службы предусмотрена в Уголовном кодексе РФ. Гражданин считается уклоняющимся в случае, если он не явился, не имея уважительной причины, по повестке военкомата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу (п. 4 ст. 31 закона о воинской обязанности).
Мероприятиями, связанными с призывом, являются неявка (Постановление Пленума ВС РФ от 03.04.2008 № 3):
— на медосвидетельствование;
— заседание призывной комиссии;
— в военкомат для выезда непосредственно к месту прохождения службы.
Факт неявки по повестке является не единственным основанием для квалификации уклонения. Это может быть также (пленум № 3):
— самовольное оставление гражданином сборного пункта;
— симуляция болезни, членовредительство, подлог документов, иной обман, если это повлекло освобождение от службы;
— отказ от вручения на руки повестки (от получения направления призывной комиссии);
— переезд с целью уклонения. То есть изменение места жительства (пребывания) или выезд (въезд) за пределы России без постановки (снятия) на воинский учет.
Нужно добавить, что ответственность наступает как в случае избегания очередного призыва (нескольких призывов), так и избежания несения службы в войсках в принципе.
В данной ситуации имеет значение, по какой причине повестка не была получена. Если военкомат не направлял повестки, то уклонения не будет. В таком случае после достижения 27 лет гражданину должны выдать военный билет, а не справку. Приходить без повестки он не обязан.
То же самое должно произойти, если призывника хотя и вызывали, но ненадлежащим образом. Вручать гражданину повестку под подпись должны лица, установленные законом, коими являются (п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 03.04.2008 № 3, п. 7 положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 № 663):
— работники военных комиссариатов;
— органов самоуправления (если отсутствует комиссариат);
— руководитель призывника (если по месту работы);
— иные должностные лица (если по месту работы).
Если призывник не получил повестку по причине того, что убыл на новое место жительства (пребывания), это может быть квалифицировано как уклонение. Но для этого нужно доказать, что он умышленно покинул место прописки во избежание призыва.
Повестка может быть не получена и по причине отказа от нее призывником. Такой случай будет считаться уклонением. Что касается неявки в военный комиссариат, то если повестка была вручена надлежащим образом и для неявки не было уважительных причин, то по смыслу ст. 31 закона о воинской обязанности это будет уклонением.
Уважительными считаются следующие причины (ст. 7 закона о воинской обязанности):
— болезнь (увечье), повлекшие утрату трудоспособности;
— тяжелое состояние близких родственников или похороны;
— обстоятельства, на которые нельзя повлиять (непреодолимая сила);
— другие причины (признанные комиссиями или судом).
Чтобы указанные причины были признаны уважительными, они должны быть подтверждены документально. Если призывник попытается обмануть путем симуляции болезни, и это выяснится, он будет считаться уклонистом.
Факт проживания не по месту прописки не является нарушением. В Конституции РФ закреплено право граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания (жительства). В Законе РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» также перечислены данные свободы. Для ограничения таких возможностей необходимы законные основания. Тот факт, что лицо подпадает под призыв и ему должна прийти повестка, основанием для ограничения в переезде не является.
При этом граждане должны вставать на воинский учет в течение двух недель в случае переезда на новое место жительства (пребывания). Также при выезде из РФ сниматься с воинского учета, а при возвращении снова вставать (ст. 10 закона № 53-ФЗ, пп. «д» п. 50 положения № 719).
За несоблюдение указанных требований предусмотрена административная ответственность по ст. 21.5 КоАП РФ. Нарушитель может отделаться предупреждением либо заплатить штраф в размере от до 3 тыс. рублей.
При этом не стоит забывать, что согласно постановлению пленума № 3, если лицо переезжает, имея умысел сбежать от службы (избегание вручения повестки), это может быть квалифицировано как уклонение в соответствии с УК РФ.
В законодательстве существует вид административной ответственности, который касается неисполнения гражданами обязанностей по воинскому учету. При этом прямо не указывается, что это ответственность именно за уклонение. Однако из содержания следует, что наказание по данной статье может иметь отношение и к уклонению. Речь идет об упомянутой статье 21.5 КоАП РФ.
Помимо ответственности за непостановку на учет при переезде, статья предусматривает наказание за следующие нарушения:
— неявка призывника по вызову (повестке) военкомата;
— несообщение об изменениях семейного положения, образования, рабочего места (или должности).
Несоблюдение перечисленных требований наказывается предупреждением или штрафом в размере от 500 до 3 тыс. рублей.
В случае если потенциальный военнослужащий намеренно захочет избавиться от документа гражданина, подлежащего призыву на военную службу (удостоверения), он также может быть привлечен к ответственности. Наказание за данное нарушение предусмотрено статьей 21.7 КоАП РФ об умышленной утрате или порче документов. В таком случае нарушителю грозят санкции в том же размере, что и по ст. 21.5: предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 500 до 3 тыс. рублей.
Призывникам стоит быть внимательными, так как уклонение имеет весьма серьезные последствия. В частности, статья 328 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за уклонение от прохождения военной службы. Виды наказаний в соответствии с данной статьей имеют разный характер, а именно:
— штраф до 200 тыс. рублей (или в сумме ЗП, а также другого дохода за период до 18 месяцев);
— принудительные работы на срок до двух лет;
— арест на срок до 6 месяцев;
— лишение свободы на срок до 2 лет.
Также ответственность за избегание службы путем симуляции или иными способами предусмотрена ст. 339 УК РФ и касается она военнослужащих. Наказание за подобные нарушения будет следующим:
За уклонение от исполнения обязанностей:
— ограничение военной службы на срок до одного года;
— арест на срок до 6 месяцев;
— содержание в дисциплинарной воинской части на срок до одного года.
За уклонение в целях полного освобождения от исполнения обязанностей:
— лишение свободы на срок до 7 лет.
Рассмотрим несколько любопытных примеров из судебной практики по спорам, связанным с уклонением от срочной службы.
Первый случай связан с ненаправлением повесток военным комиссариатом. В данном споре призывник состоял на воинском учете, и ему была предоставлена отсрочка на период обучения. Отсрочка закончилась, однако военный комиссариат не стал проводить необходимых мероприятий по призыву. Когда гражданину исполнилось 27 лет, он был зачислен в запас как не прошедший военную службу по призыву. В итоге он получил справку, а не военный билет.
Данное решение призывной комиссии было оспорено в суде. Первая инстанция встала на сторону истца, однако апелляция отменила это решение. Но все же Верховный Суд РФ принял сторону призывника. Суд указал, что законом на гражданина не возложена обязанность являться в военкомат. Гражданин должен прибыть только по законно выданной повестке. Более того, на военкомат возложена обязанность по осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва. Данные мероприятия включают вручение повесток, что не было совершено комиссариатом. При указанных обстоятельствах лицо не является уклонистом (Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 25.07.2018 № 4-КГ18-7).
Во втором случае ситуация схожа, но в ней военкомат осуществлял необходимые мероприятия по призыву, включая направление повесток.
Лицу также изначально была предоставлена отсрочка, которая в дальнейшем закончилась. И также комиссия по достижении лицом 27 лет вручила ему справку вместо военного билета. Призывник пытался оспорить решение комиссии, однако ему было отказано. При рассмотрении дела было доказано, что повестки неоднократно направлялись по местожительству. Но от получения повесток гражданин отказывался.
При таких обстоятельствах военный комиссариат исполнил свою обязанность по проведению мероприятий, а гражданин свою обязанность не выполнил. В связи с чем решение комиссии о выдаче справки было законным (Апелляционное определение Московского городского суда от 02.03.2016 по делу № 33а-7852/2016_.
Существует достаточно практики по случаям привлечения призывников по ч. 1 ст. 328 УК РФ за уклонение. Рассмотрим один такой инцидент.
Гражданин РФ прошел медицинскую и призывную комиссию и был признан годным к военной службе. Однако он решил затянуть прохождение мероприятий с целью уклонения. В частности, он скрывал свое местоположение от сотрудников военкомата, отказывался являться по вызовам сотрудников.
Нарушение заключалось в том, что призывник не явился на мероприятия, связанные с призывом, а для этого у него не было уважительных причин. При этом повестку он получил лично в руки от сотрудника.
Суд учел все обстоятельства, как то: небольшая тяжесть нарушения, обвиняемый признал свою вину и раскаялся, характеризируется по местожительству удовлетворительно, имеет на иждивении ребенка. При таких условиях было назначено наказание в виде 6 месяцев лишения свободы. Однако учитывая все смягчающие обстоятельства и отсутствие отягчающих, суд посчитал возможным назначить условное наказание с испытательным сроком (Приговор Находкинского городского суда Приморского края от 06.11.2019 № 1-546/2019).
Федеральный закон от 24.09.2022 № 365-ФЗ внес поправки в Уголовный кодекс РФ. Изменения имеют отношение к санкциям за преступления, свершившиеся в период мобилизации (военного положения, в военное время, в условиях вооруженного конфликта или боевых действий).
Данные поправки, помимо прочего, коснулись и ужесточения наказаний за уклонение от исполнения обязанностей военной службы. А именно, изменения были внесены в статью 339 УК РФ, которую дополнили третьей частью. На сегодняшний день за уход от исполнения обязанностей военной службы (полного освобождения от обязанностей), совершенное в период мобилизации (военного положения и так далее), предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 10 лет. Поправки вступили в силу 24 сентября.
Подобные изменения коснулись также статьи 337 УК РФ в отношении самовольного оставления части или места службы, то есть срочников данная статья тоже касается. В частности, было ужесточено наказание за самовольное оставление части (или места службы). Ответственность будет жестче при совершении данного нарушения в период мобилизации (военного положения, в военное время и прочее).
Изменения предусматривают наказание в виде лишения свободы для срочников (контрактников). В зависимости от продолжительности отсутствия военнослужащего сроки за данное нарушение могут составлять от 5 до 10 лет.