Сумма налога, подлежащая уплате за год, указывается в уведомлении, которое ФНС России присылает гражданину. Но по разным причинам этот документ может не прийти. Неполучение человеком уведомления по налогам далеко не всегда означает, что оплачивать ничего не нужно. В нашей статье рассмотрим порядок действий в случае неполучения налогоплательщиком, являющимся физическим лицом, налогового уведомления. Рассмотрим, по каким причинам этот документ мог не прийти, как его получить и какие последствия влечет уплата налога позже срока.
По всей России в начале осени налоговая служба осуществляет расчет налогов на имущество физических лиц. Затем гражданину по адресу его регистрации направляют уведомление, содержащее квитанцию для уплаты обязательных имущественных платежей за предыдущий год на квартиру, дом, земельный участок, гараж, другую недвижимость, а также на машину. В уведомление включают и суммы НДФЛ за прошлый год. Это может быть налог на проданную квартиру, точнее на доход, полученный человеком от ее реализации. Причем квитанции ведомство формирует не только на совершеннолетних граждан, но и на детей, если они являются собственниками какого-то семейного имущества. В этом году уведомления ФНС содержат информацию о налогах за 2021 год: транспортном, земельном, налоге на имущество физических лиц и НДФЛ, в отношении доходов, по которым он не был удержан.
Оплатить начисленные на физическое лицо имущественные налоги нужно до первого декабря. При этом налоговая служба должна уведомить налогоплательщиков заблаговременно, не менее чем за 30 дней. То есть квитанцию человек должен получить до первого ноября. Но если письмо с уведомлением от ФНС до этой даты так и не пришло? Причины для этого могут быть разными, постараемся в них разобраться.
Возможно, дело в том, что гражданин зарегистрировал на себя личный кабинет налогоплательщика. Согласно статье 52 НК РФ налоговое уведомление может быть направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика. На сайте ФНС есть информация о том, что приоритетным способом рассылки уведомлений является именно электронная форма.
В случае когда гражданин зарегистрировал личный кабинет налогоплательщика, он будет получать электронные уведомления, а по «Почте России» квитанции приходить перестанут. Если же человек хочет дополнительно получать и бумажные уведомления, потребуется подать специальное заявление об этом в налоговую инспекцию. Такая функция в личном кабинете налогоплательщика называется «Уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе». Ее можно найти в разделе «Жизненные ситуации», затем пройти во вкладку «Прочие ситуации» и отметить «Получать документы на бумажном носителе».
Кроме того, налоговая служба не направит уведомление человеку, если:
- сумма начисленных налогов не превышает ста рублей (п. 4 ст. 52 НК РФ);
- отсутствуют объекты налогообложения;
- у гражданина есть налоговая льгота, налоговый вычет или другие законные основания, полностью освобождающие налогоплательщика от уплаты обязательного платежа.
Существуют и другие причины, по которым письмо с уведомлением не было получено человеком. Возможно, что его не доставила почта или гражданин не проживает по месту своей регистрации и не получает почтовые отправления.
Если к первому ноября уведомление не пришло, квитанцию нужно получить самостоятельно. Это можно сделать разными способами: посетив ведомство или получив информацию о размере обязательного платежа онлайн. Рассмотрим их подробнее в следующем разделе нашей статьи.
Владельцы недвижимого имущества или транспортных средств, которые никогда не получали налоговые уведомления и не заявляли налоговые льготы, обязаны сообщать о наличии у них имеющихся объектов в налоговую службу. Форму сообщения можно найти на сайте ФНС на электронном сервисе ФНС «Представление сообщения о наличии имущества». Сообщение можно заполнить как от руки, так и в электронном виде, в том числе использовать специальную программу, которая самостоятельно сформирует сообщение на бланках необходимой формы, готовое для подачи в налоговый орган. Налогоплательщик должен представить сообщение с приложением копий правоустанавливающих документов на надвижимость или документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, в любой налоговый орган. Также гражданин вправе выбрать способ информирования его о результатах рассмотрения направленного сообщения налоговыми органами.
Чтобы получить квитанцию по обязательным платежам, человек может лично посетить налоговую инспекцию. Законные представители также могут получить уведомление на ребенка. В ведомство можно запланировать визит заранее через сервис ФНС «Онлайн-запись на прием в налоговый орган». Также за получением налогового уведомления можно лично обратиться в отделение МФЦ «Мои документы». Для получения налогового уведомления при обращении в ФНС или МФЦ гражданину нужно будет подать заявление по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 11.11.2019 № ММВ-7-21/560@.
Если же предпочтительнее получить квитанцию онлайн, то сейчас это можно осуществить несколькими способами:
- авторизоваться в сервисе «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» на официальном сайте налоговой. Для этого нужно выбрать опцию «Войти через госуслуги (ЕСИА)» и ввести реквизиты доступа. Получить подтвержденную учетную запись, которую можно использовать для осуществления входа в личный кабинет, можно прямо на портале «Госуслуги». Для этого необходимо выполнить три действия. Во-первых, пройти регистрацию упрощенной учетной записи, указав в регистрационной форме фамилию, имя, мобильный телефон и адрес электронной почты. После клика на кнопку регистрации ввести код подтверждения регистрации, полученный в СМС-сообщении. Во-вторых, подтвердить личные данные — создать стандартную учетную запись. На данном этапе необходимо заполнить профиль пользователя, указав СНИЛС и данные документа, удостоверяющего личность (паспорт гражданина РФ, для иностранных граждан — документ иностранного государства). Данные проходят проверку в МВД РФ и Пенсионном фонде РФ, после чего на указанный ранее электронный адрес будет направлено уведомление о результатах проверки. В-третьих, нужно подтвердить свою личность — создать подтвержденную учетную запись. Пройти этот этап можно онлайн, например, через веб-версии некоторых банков, при условии, что гражданин является их клиентом;
- на официальном сайте ФНС России написать обращение через сервис «Обратиться в ФНС». В своем обращении гражданин должен указать, что своевременно ему не поступило налоговое уведомление, при этом указать данные паспорта и место своего жительства, а также телефон и адрес электронной почты. Тогда человеку на указанный электронный ящик придет уникальный идентификационный номер (УИН), который представляет собой длинный код, размещаемый на квитанции, который уникален для каждого платежа. Для того чтобы перевести сумму налога используя УИН, нужно указать этот код в соответствующей графе электронного платежного поручения.
Как уже отмечалось, оплатить налоги за предыдущий год нужно до первого декабря текущего года. Если гражданин не успеет заплатить налоги вовремя, то с 2 декабря будут начисляться пени за каждый день просрочки платежа в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального Банка РФ от суммы налога. Если продолжать не оплачивать налоговую задолженность, то она будет расти вплоть до ее погашения. С 28 октября 2022 года ставка рефинансирования установлена в размере 7,5 процента годовых. За взысканием недоимки налоговая служба вправе обратиться в судебные органы. Расчетный счет человека могут заблокировать на сумму долга. Затем задолженность будут взыскивать судебные приставы.
Если же гражданин обнаружил в налоговом уведомлении неточность или явную ошибку, для выяснения ситуации он может обратиться в ФНС. Делается это через личный кабинет налогоплательщика или во время визита в любую налоговую инспекцию. Также можно направить заказное письмо в ведомство по почте или написать обращение через интернет-сервис налоговой «Обратиться в ФНС России». Если человек окажется прав и в уведомлении выявят ошибку, служба должна пересчитать налог и выслать новое налоговое уведомление не позднее 30 дней с момента получения сообщения от гражданина об ошибке. Новое уведомление он получит тем же способом, каким направил сообщение о неточности: либо в электронном виде в личном кабинете, либо в бумажном виде его направят письмом «Почтой России».