Президиум ВС РФ 19.10.2022 утвердил обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей. Приведем наиболее интересные судебные выводы, которые помогут покупателям отстоять свои права в суде:
- продавец должен оповестить покупателя при заключении договора купли-продажи о наличии обременений на товар со стороны третьих лиц (Определение Судебной коллегии ВС РФ от 25.01.2022 № 49-КГ21-41-К6);
- производитель некачественного товара должен компенсировать покупателю все убытки, включая проценты, уплаченные банку в рамках потребкредита, привлеченного для покупки этого товара (Определение Судебной коллегии ВС РФ от 18.01.2022 № 46-КГ21-37-К6);
- если покупатель отказывается от купленного через Интернет качественного товара, в целях правомерности его возврата юридически значимыми для выяснения являются следующие обстоятельства:
— соблюдение законных сроков отказа от товара;
— наличие у продавца возможности проверить сохранность и товарный вид возвращаемого товара;
— совершение действий по передаче товара продавцу (Определение Судебной коллегии ВС РФ от 25.01.2022 № 49-КГ21-34-К6); - закон о защите прав потребителей распространяется на отношения по продаже маркетинговых программ и других способов продвижения услуг (Определение Судебной коллегии ВС РФ от 08.02.2022 № 5-КГ21-191-К2);
- в целях освобождения от ответственности нарушение потребителем правил использования услуги нужно доказывать исполнителю (Определение Судебной коллегии ВС РФ от 08.02.2022 № 5-КГ21-175-К2);
- в целях применения закона о защите прав потребителей значение имеет не только факт отсутствия у лица статуса ИП, но и цель покупки товара (Определение Судебной коллегии ВС РФ от 28.09.2021 № 36-КГ21-5-К2);
- закон о защите прав потребителей не предусматривает возможности взыскания неустойки за несвоевременный возврат исполнителем денег при отказе потребителя от услуги надлежащего качества (Определение Судебной коллегии ВС от 02.08. 2022 № 36-КГ22-2-К2).
Обобщена практика ВС РФ по защите прав покупателей