Какие сервисы доступны для граждан на портале госуслуг? Как работает конструктор услуг? Что изменится на портале госуслуг? Рассмотрим эти вопросы в нашей статье.
Портал обеспечивает доступ физических и юридических лиц к получению интерактивных услуг в РФ. Главной целью внедрения портала является стандартизация предоставления госуслуг, а также контроль качества их оказания. Электронный ресурс призван информировать население о характере услуг, оказываемых различными государственными, муниципальными учреждениями и иными организациями, задействованными в предоставлении госуслуг, разъяснять отдельные положения применения нормативно-правовых актов. Все услуги, размещенные на портале, соотнесены с конкретным регионом России: место получения услуги определяет как наличие услуги, так и условия ее предоставления.
Портал функционирует с 2009 года, и к настоящему времени число зарегистрированных пользователей на портале превысило 96,5 млн человек (данные основаны на выступлении главы Минцифры Шадаева М. на заседании профильного комитета Госдумы в 2022 году). Ежедневно госуслугами пользуется 9,5 млн человек, это больше 2/3 всех граждан РФ старше 14 лет.
С января 2022 года началась интеграция Единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА) с государственной информационной системой «Единая биометрическая система» (ГИС ЕБС), что в дальнейшем позволит получить доступ к госуслугам по биометрическим данным пользователя. На настоящий момент доступ к порталу по биометрическим данным планируется на добровольных основах, то есть для пользователей, которые откажутся предоставлять свои биометрические данные, доступ к порталу будет сохранен.
Также с 2022 года портал «Госуслуги» включен в российский перечень социально значимых ресурсов в рамках проекта «Доступный Интернет», что обязывает российских операторов связи бесплатно предоставлять доступ к нему.
Услуги на портале сгруппирована по двум категориям — для физических и юридических лиц. Граждане могут обратиться за помощью по вопросам:
— гражданства, регистрации, визы;
— социального обеспечения;
— земельно-имущественных отношений;
— начисления и уплаты налогов;
— труда и занятости;
— образования;
— жилищно-коммунальных услуг;
— здравоохранения;
— и другие.
Для юридических лиц к перечисленным разделам добавлены специфические подразделы, касающиеся вопросов ведения предпринимательской деятельности.
Портал можно группировать по ведомствам, предоставляющим ту или иную услугу, или по жизненным ситуациям. Также на портале размещены текущие новости и справочный раздел «Вопросы и ответы».
К концу 2022 года функционал портала «Госуслуги» существенно расширится: в него включат более 100 региональных сервисов для граждан и бизнеса. А к 2023 году все востребованные социально значимые государственные и муниципальные услуги должны быть переведены в электронный формат.
Как получить паспорт через госуслуги, а также другие запросы в МВД.
На едином портале госуслуг можно подать электронное заявление о предоставлении некоторых услуг, например, поменять паспорт. В последующем заявителю будет необходимо явиться в подразделение МВД или МФЦ для представления оригиналов документов и получения документов в рамках оказанной госуслуги.
Поменять документы удаленно можно по следующим вопросам:
1. Замена паспорта гражданина РФ в связи с изменением Ф.И.О., достижением возраста 20 или 45 лет, при его физическом износе (пп. 18, 86, 224 Административного регламента, утвержденного Приказом МВД РФ от 16.11.2020 № 773).
2. Регистрация гражданина по месту жительства, снятие с учета (пп. 23, 90, 125 Административного регламента, утвержденного Приказом МВД РФ от 31.12.2017 № 984).
3. Получение и замена водительских прав при истечении срока действия, утрате, смене данных владельца (п. 29 правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.10.2014 № 1097, пп. 18, 19, пп. 28.1 п. 28, п. 205, пп. 225.1, пп. 225.2 п. 225, пп. 246, 257 Административного регламента, утвержденного Приказом МВД РФ от 20.02.2021 № 80).
4. Постановка на учет транспортного средства (ч. 1 ст. 7, п. 4 ч. 1 ст. 8 Закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ, пп. 62, 124.1, 156 Административного регламента, утвержденного Приказом МВД РФ от 21.12.2019 № 950).
Без посещения МВД на портале можно:
1. Получить информацию о прописке граждан РФ (ч. 13, 14 ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1, п. 18, пп. 51.3 п. 51, пп. 101.2.2 п. 101 Административного регламента, утвержденного Приказом МВД РФ от 16.09.2021 № 680).
2. Снять с государственного учета транспортное средство прежним владельцем в случае отсутствия подтверждения регистрации транспортного средства за новым владельцем (ч. 2 ст. 8 закона № 283-ФЗ, пп. 133, 154 административного регламента № 950).
3. Получить и оплатить штрафы ГИБДД.
4. Получить справку об отсутствии судимости и (или) факта уголовного преследования (пп. 3.1, 6, 7, 51.2, 87 Административного регламента, утвержденного Приказом МВД РФ от 27.09.2019 № 660).
Минцифры и МВД продолжают развивать функционал мобильного приложения «Госуслуги Авто» и переводить документы автовладельцев в цифровой вид.
В будущем планируется запустить сервисы по предъявлению водительского удостоверения и полисов ОСАГО в виде QR-кода в мобильном приложении «Госуслуги Авто». Сейчас главная функция ресурса заключается в возможности загрузить СТС для предъявления его сотруднику ГИБДД в виде QR-кода.
Как получить ИНН через госуслуги.
Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) присваивается каждому физическому и юридическому лицу. Это уникальный код для учета налогоплательщиков в России.
Раньше гражданин получал ИНН, когда становился налогоплательщиком, обычно при своем первом трудоустройстве. Сейчас налоговая присваивает ИНН уже при рождении ребенка, после получения из ЗАГСа сведений о рождении гражданина. Если ИНН при рождении не присвоили, его получают позднее — при подаче заявления.
Есть несколько способов подать заявление о постановке на учет и получить свидетельство, один из них — направить заявку на портал госуслуг. Чтобы оформить заявку на получение ИНН через портал, гражданину необходимо авторизоваться на госуслугах и иметь подтвержденную учетную запись. Срок обработки заявки на портале составляет 15 дней. Готовое свидетельство ИНН налогоплательщик может забрать в налоговой инспекции по месту жительства, предъявив паспорт. Представитель заявителя сможет забрать свидетельство ИНН только при наличии нотариально удостоверенной доверенности.
Как получить дополнительное образование через госуслуги.
В рамках господдержки на портале госуслуг сейчас реализована возможность получить дополнительное образование на льготных условиях. Учиться со скидкой или бесплатно могут граждане из льготных категорий, начиная с 16 лет и до выхода на пенсию по старости. Для получения диплома о профессиональной переподготовке заявитель должен иметь высшее или среднее профобразование либо быть студентом. Обучение предполагает дистанционный формат. Всего на платформе представлено 135 курсов от различных вузов и образовательных организаций. Большая часть программ связана с IT-технологиями. Размер скидки, предоставляемой на образование, зависит от категории гражданина:
— инвалиды (с установленной группой инвалидности);
— безработные, то есть граждане, не получающие официальную зарплату. Если человек при этом не зарегистрирован в центре занятости в качестве безработного, то он фактически не должен был получать заработную плату за месяц до подачи заявления;
— мужчины и женщины с детьми не старше трех лет. Для разного уровня дохода предусмотрен свой размер скидки;
— студенты (бакалавриат, специалитет, магистратура). Статус надо будет подтвердить справкой из образовательной организации;
— сотрудники бюджетных организаций;
— граждане, получающие зарплату ниже средней по региону. В расчет средней заработной платы берется 6 месяцев, предшествующих четырем месяцам дате подачи заявления.
Проверка заявления занимает до 20 рабочих дней. Если заявка будет одобрена, на электронную почту заявителя поступит информация об авторизации на платформе проекта Leader-ID, и можно оплатить выбранный курс с учетом предоставленной скидки и приступать к обучению.
Как получить выписку из домовой книги на портале госуслуг.
Домовая книга была упразднена в 2018 году. В настоящее врем сведения о зарегистрированных в квартирах и домах гражданах перенесены в электронную базу МВД. Поэтому запросить выписку из домовой книги на госуслугах невозможно, так как это уже архивный документ. Если вам понадобилась именно архивная выписка из домовой книги, то заказать ее можно при личном обращении в администрацию района или в МФЦ, либо направив заявление по почте. Данная услуга оказывается гражданам бесплатно, и в случае личного обращения заявитель сразу получает документ. Если запрос подается по почте — в течение трех рабочих дней после обращения.
Сейчас на портале «Госуслуги» можно подать заявление онлайн для получения справки о прописанных в жилье гражданах. При этом сведения предоставляются только собственнику жилья на основании соответствующего документа (свидетельство, выписка из ЕГРН) и паспорта. Третьи лица доступ к данной конфиденциальной информации не имеют. При личном обращении в паспортный стол или МФЦ справка с перечнем прописанных выдается в день обращения. Услуга предоставляется гражданам бесплатно.
Как посмотреть списки мобилизованных на госуслугах.
Официальные списки мобилизованных граждан являются закрытой информацией, предназначенной для служебного пользования. Посмотреть подобную информацию в открытом источнике в Cети, в том числе на госуслугах, не получится. Единственным правомерным и надежным способом получить сведения о проведении мобилизации в отношении конкретного гражданина можно только в военкомате по месту жительства этого гражданина.
При этом на госуслугах возможно получить бронь от мобилизации путем подачи электронного заявления на отсрочку. При этом подать его можно только при соблюдении следующих критериев:
— наличие диплома о высшем образовании по специальности из утвержденного перечня;
— подтверждения места работы в штате аккредитованной IТ-компании или лицензированного оператора связи;
— получение подтверждающей формы от работодателя на отсрочку, подписанной усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя компании.
К заявлению прикладываются сканы документов воинского учета, диплома, сведений о должностных обязанностях и стаже работы, подтверждение работодателя с УКЭП.
Войти через госуслуги можно с помощью Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА). Регистрация включает несколько этапов с обязательной идентификацией пользователя. Проводится проверка предоставленных пользователем электронного адреса, номера мобильного телефона, а также производится подтверждение личности пользователя. Без подтверждения учетной записи функциональность портала будет существенно ограничена.
Ранее подтверждение личности происходило через отделения «Почты России», центры занятости населения и МФЦ.
Сейчас для доступа к части функций портала (например, для авторизации на сайте ФНС с использованием ЕСИА, внесения некоторых биометрических данных) требуется дополнительное подтверждение личности, которое производится через онлайн-сервисы банков «Сбербанк России», «Тинькофф», «Почта Банк» или центры обслуживания в операционных офисах некоторых коммерческих банков.
Первоначально авторизация через портал госуслуг происходила по страховому полису (СНИЛС), сейчас можно войти с использованием телефонного номера или адреса электронной почты, а также по СМС-коду. Подтверждение и авторизация также возможны с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи пользователя.
После регистрации пользователю становится доступен полный перечень функций портала. Пользователь может получить госуслугу в электронном виде. Каждой заявке присваивается уникальный номер госуслуги, порядок оказания услуги можно контролировать в режиме рабочего времени в своем личном кабинете.
Аутентификация и авторизация на сайте «Госуслуги» обеспечивает идентификацию и цифровую подпись при обращениях как через сайт госуслуг, так и сайты ряда государственных структур, к примеру, ФССП России, ФНС России и т. д.
Электронный портал также предоставляет справочную информацию о порядке работы государственных и муниципальных органов.
Через портал «Госуслуги» можно подавать онлайн-обращения (заявления, жалобы, регистрация в очереди на личный прием и т.д.) в различные органы и учреждения, в том числе с приложением электронных документов или сканов, заказывать и получать справки в электронном виде, заверенные цифровой подписью должностного лица из некоторых ведомств, осуществлять онлайн-оплаты госпошлин, налогов, административных штрафов, услуг ЖКХ.
На портале существует несколько способов получения обратной связи от пользователей для повышения качества оказываемых услуг:
– подача обращений граждан в электронном виде в органы власти;
– передача оператору портала предложений и замечаний по работе портала;
– передача информации о найденных ошибках на портале.
Согласно Закону от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» органы власти обязаны принимать и рассматривать обращения граждан, направленные должным образом, в том числе в электронном виде.
С пятнадцатого сентября 2022 года для федеральных и региональных органов власти и учреждений утверждены правила разработки и размещения на госуслугах интерактивных форм сообщений, обращений, заявлений и документов, а также заявлений об электронной записи на прием (Постановление Правительства РФ от 03.09.2022 № 1555). В рамках проводимых изменений различные органы власти и учреждения смогут самостоятельно выводить собственные сервисы на портал госуслуг. Новый подход упростит госорганам запуск новых сервисов с технической точки, так как он не будет требовать дополнительных IT-разработок от каждого ведомства.
На настоящий момент большинство учреждений выводят свои сервисы через конструктор собственными силами. Визуальный конструктор услуг оказался настолько востребованным, что уже увеличил количество оказываемых услуг на портале, к концу 2022 года планируется, что количество услуг на портале превысит 200 наименований.
Перед порталом поставлена задача обеспечения единства подхода в интерфейсе и порядка предоставления госуслуг. Для решения данной задачи введены единые стандарты предоставления услуг для разных ведомств. Акцент сделан на простоте и удобстве получения запрошенных данных, их доступности для всех, независимо от физических, географических, технических и других ограничений.