Главной целью любой коммерческой компании является извлечение прибыли. Кроме этого, существует еще одно понятие, смысл которого, на первый взгляд, очень схож с предыдущим. Речь идет о выручке. И прибыль, и выручка — основные показатели, которыми характеризуется экономическая деятельность фирмы, оба эти понятия связаны с доходом. В нашей статье постараемся разграничить понятия «доход», «прибыль» и «выручка», рассмотрим, чем они различаются между собой. Также разберем, на какие виды подразделяется прибыль, получаемая предприятием.
Чтобы понять, в чем заключается разница между тремя этими понятиями, нужно выяснить, что означает каждое из них с бухгалтерской точки зрения и как складываются эти показатели. Правила формирования в бухучете данных о доходах коммерческих компаний сформулированы в Положении по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99″, утвержденному Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н.
Для начала разберемся, что такое выручка. Для большей наглядности, приведем пример.
Кафе «Крендель» в пятницу было продано напитков, мороженого и десертов на 90 тыс. руб., а в субботу на 110 тыс. руб. То есть за эти два дня кафе заработало благодаря своей целевой деятельности 200 тыс. руб. Это и будет считаться выручкой.
Выручка компании – это доходы от продаж товаров, выполнения работ или оказания услуг при ведении юрлицом своей обычной деятельности (п.5 Положения).
Доход более широкое понятие. Для того чтобы продемонстрировать, что оно обозначает, приведем другой пример. Кафе «Крендель» получает денежные средства не только от продажи напитков, мороженого и десертов, но иногда и от того, что сдает в аренду один из своих рефрижераторов. Кроме того, недавно кафе выиграло дело в арбитражном суде – в пользу него была взыскана крупная денежная сумма с поставщика, нарушившего обязательства по договору. Здесь речь уже идет о доходе, который помимо выручки от обычной деятельности компании включает в себя дополнительные поступления, называемые «прочими» (п. 4 Положения).
Согласно п. 2 Положения доходами фирмы считается увеличение экономических выгод в результате поступления денежных средств либо иного имущества или погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала компании, не считая вклады участников.
При этом не признаются доходами предприятия приход от других юрлиц или физлиц:
- НДС, акцизов, налога с продаж, экспортных пошлин, и других обязательных платежей;
- средств по агентским договорам или договорам комиссии;
- предоплаты товаров, работ или услуг;
- авансов в счет оплаты товаров, работ или услуг;
- задатка;
- сумм, внесенных в качестве залога;
- средств в счет погашения займа или кредита.
Доход может равняться выручке, если у компании нет никаких прочих поступления, а может быть выше неё.
Осталось разобрать ещё одно понятие – «прибыль». Налоговый кодекс РФ относит к прибыли положительную разницу между доходами и расходами организации.
Так, кафе «Крендель» за июнь получило доход равный выручке в размере 3 млн руб. Но из указанной суммы компанией было потрачено 1,4 млн руб. Это вызвано:
- обязательными платежами в бюджет;
- выплатой процентов по кредиту;
- перечислением зарплаты работникам;
- издержками на аренду помещений;
- затратами на коммунальные услуги;
- покупкой расходных материалов.
После чего у кафе «Крендель» осталось 1,6 млн руб. (3000000 руб. – 1400000 руб. = 1600000 руб.). Эти оставшиеся средства и будут считаться прибылью компании оставшейся после вычета расходов.
Выручкой признается то, что фирма получит от основной деятельности — реализации своих обычных товаров, работ или услуг. Так, кафе зарабатывает, продавая напитки, мороженное и десерты; ведущий – проводя различные мероприятия; стоматология – оказывая услуги по лечению зубов. Компания получит выручку, если продажи идут, если же товары, работы или услуги не пользуются спросом, то выручка может быть нулевой.
Прибыль, в отличие от выручки, показывает, сколько средств осталось у компании после покрытия всех расходов. Если предприятие потратило больше, чем заработало – оно окажется в минусе. И наоборот, если организацией больше денег было заработано, чем израсходовано, то её деятельность можно признать успешной.
Существует также понятие рентабельности компании. Оно основано на оценке отношения рассмотренных показателей и выражается в процентах. Определяют рентабельность предприятия по следующей формуле:
Рентабельность = прибыль / выручка х 100
Так, рентабельность кафе «Крендель» за июнь составила:
1600000 / 3000000 x 100 = 53 %
Рентабельность указывает на то, сколько прибыли получила компания с каждого рубля выручки.
Что касается рассматриваемого кафе «Крендель», то для него один рубль выручки соответствует 53 копейкам прибыли.
В бухучете применяются разные виды прибыли, четыре из которых показывают результаты деятельности компании на разных этапах её деятельности. Разберем их подробнее.
- Валовой считается прибыль, равная разнице между выручкой и себестоимостью производства. Так, для кафе «Крендель» к себестоимости может относиться аренда помещения, реклама, зарплата персонала, стоимость продуктов и другого сырья.
- Операционная прибыль – это та, для определения которой из валовой прибыли вычитаются дополнительные затраты на ведение бизнеса, то есть операционные расходы. В нашем примере с кафе «Крендель к операционным расходам могут относиться затраты на украшение зала к празднику, оплата договора подряда флористу за подготовку цветочных композиций для расстановки их на столиках кафе, оплата транспортных перевозок.
- Балансовая прибыль – это полученный доход, до уплаты налогов. Для её расчета нужно из доходов организации, помимо себестоимости и операционных расходов, вычесть еще и расходы на нецелевую деятельность – проценты по кредитам, штрафы и прочее.
- Чистая прибыль – это те средства, которые остаются после уплаты всех видов расходов: себестоимости, дополнительных трат и налогов. Именно этот показатель и определяет финансовую успешность компании.
Есть также такое понятие, как маржинальная прибыль — это превышение выручки от реализации определенного количества продукции, товаров, работ или услуг над всеми переменными затратами, связанными с данным объемом продаж. То есть это часть выручки, которая остается у компании для покрытия постоянных затрат и получения прибыли. Поэтому маржинальную прибыль называют также «суммой покрытия». Величина этого показателя напрямую зависит от отрасли производства, категории производимых или реализуемых товаров, работ или услуг, а также от региона, в котором компания осуществляет свою деятельность.