Налогоплательщик обжаловал в судебном порядке штраф, полученный за непредставление сведений по ликвидированному контрагенту. Налогоплательщик посчитал полученное требование незаконным, так как налоговая проверка в отношении него в период выставления требования не проводилась, а проверка указанного контрагента была невозможна (контрагент ликвидирован).
Суды в трех инстанциях не поддержали организацию, указав, что налоговая может запрашивать документы по сделке и вне рамок проверки в соответствии с п. 2 ст. 93.1 НК РФ. Законодательство также не ограничивает истребование документов только по фактическому контрагенту налогоплательщика. Сведения могут запрашиваться у любых участников сделки, в том числе и у опосредованных лиц по цепочке.
Суд отметил, что в полномочия участника сделки не входит оценка степени и обоснованности возникшей у налоговой необходимости в получении документов. Связь между истребуемыми документами и деятельностью налогоплательщика должна быть понятна налоговому органу, объяснять ее налогоплательщику он не обязан. При этом не имеет значения, как именно поименованы запрашиваемые источники — сведения, документы, информация или иначе.
Суд признал непредставление запрашиваемых сведений правонарушением, за которое налогоплательщик правомерно был привлечен к ответственности по ст. 129.1 НК РФ. Стоит заметить, что аналогичного мнения суды придерживались и ранее при вынесении решений по сходным делам.
Материал подготовлен на основании Постановления Арбитражного суда Дальневосточного округа от 09.03.2022 № Ф03-468/2022 по делу № А51-9240/2021.