Для малого бизнеса мораторий на проведение плановых проверок был введен с 2021 года. Это было сделано для поддержки субъектов МСП в период пандемии. Поскольку сейчас наша экономика держит новый удар из-за введения санкций в отношении России, данная мера была продлена до 31 декабря 2022 года, а в отношении аккредитованных IT-компаний – до 31 декабря 2024 года. Крупный бизнес долгое время не попадал под действие моратория. Но теперь положение изменилось, поскольку Кабмин для поддержки российского бизнеса установил общий мораторий на проведение в 2022 году плановых проверок. Из этого правила всё же предусмотрены некоторые исключения, о которых мы поговорим в данной статье. Кроме того рассмотрим, какие ограничения коснулись внеплановых проверок и что изменилось в порядке проведения налоговых проверок.
По общему правилу плановые контрольно-надзорные мероприятия в 2022 году не будут проводиться. Такое положение вещей закрепило Постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля». На сегодняшний день действует вторая редакция данного документа с изменениями, внесенными Постановлением Кабмина РФ от 24.03.2022 № 448, вступившая в силу 25.03.2022.
Так, в 2022 году не будут проходить плановые контрольно-надзорные мероприятия и проверки при проведении видов государственного и муниципального контроля, которые регулируются следующими нормативными документами:
- Федеральным законом от 31.07.2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
- Федеральным законом от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Это в том числе проверки Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора), Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), Государственной инспекции труда. Вместе с тем данное освобождение не распространяется на проверки Федеральной налоговой службы (ФНС), Пенсионного фонда России (ПФР) и Фонда социального страхования (ФСС). На официальном сайте Министерства экономического развития РФ размещена информация о том, что в сфере налоговых, валютных и таможенных проверок Кабмином готовятся отдельные решения.
Сейчас вместо планового мероприятия возможен профилактический визит, который проводят в соответствии со ст. 52 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ. Профилактический визит может проходить в виде профилактической беседы в двух формах: по месту деятельности контролируемого лица, а также по видео или конференц-связи. Контролируемое лицо не вправе отказаться от этого мероприятия.
Помимо профилактического визита в 2022 году возможно также проведение других видов профилактических мероприятий, таких как:
- обобщение правоприменительной практики;
- консультирование;
- информирование;
- самообследование;
- меры стимулирования добросовестности;
- объявление предостережения.
IT-компании, которые аккредитовало и включило в спецреестр Минцифры, также временно освободили от контрольно-надзорных мероприятий по Федеральным законам от 31.07.2020 года № 248-ФЗ о госконтроле и от 26.12.2008 года № 294-ФЗ о защите прав юрлиц и ИП. Правда, для данных организаций послабления предусмотрены на более длительный срок. Контрольные мероприятия и проверки запретили включать в планы их проведения не только на 2022 год, но также на 2023 и 2024 годы. Такой порядок предусмотрен Постановлением Кабмина РФ от 24 марта 2022 г. № 448, которое вступило в силу 25 марта 2022 года.
В целом, IT-компании получили самый большой пакет мер поддержки, включая и освобождение от налоговых проверок на 3 года. Так, в отношении этих юрлиц выездные проверки не будут проводиться до 3 марта 2025 года. Это касается и повторных проверок. Соответствующая информация содержится в письме ФНС России от 24.03.2022 N СД-4-2/3586@.
Единый реестр проверок и других контрольных мероприятий можно найти на сайте Генпрокуратуры. Эта информация открыта и размещена по адресу: https://proverki.gov.ru/portal. Чтобы увидеть намеченные проверки или контрольно-надзорные мероприятия, нужно в строке поиска забить название юрлица или фамилию, имя, отчество коммерсанта, ИНН лица или ОГРН (ОГРНИП). Если фирма или ИП есть в плане, то отобразятся все сведения о проверке: кто будет проверять, когда, по какому поводу и в какой форме. Это поможет заранее подготовиться к предстоящему мероприятию.
Если лицо обнаружит себя в списке проверяемых и несогласно с законностью этого контрольно-надзорного мероприятия, необходимо подать заявление по форме, утвержденной постановлением Кабмина РФ от 26.11.2015 № 1268. К заявлению нужно приложить все документы, обосновывающие несогласие лица. После получения такого заявления у контролирующего органа есть десять дней на принятие решения – согласиться с заявителем и исключить его из реестра проверок или дать обоснованный отказ.
Если проведение проверки назначено на дату после 10 марта 2022 года, когда в силу вступила первоначальная редакция Постановления Кабмина № 336, то её проведение недопустимо в рамках принятого моратория. При этом соответствующий контрольный (надзорный) орган в течение трех рабочих должен принять единое решение об отмене всех намеченных проверок. Информация об их завершении в связи с отменой фиксируется в Едином реестре проверок в течение десяти дней.
Предписание об устранении нарушений контрольным органом теперь может быть выдано, только если при осуществлении контрольно-надзорного мероприятия или проверки выявлены нарушения, представляющие непосредственную угрозу людям. Эта угроза должна быть направлена на причинение вреда жизни или тяжкого ущерба здоровью, возникновение ЧС природного и техногенного характера, ущерб обороне и безопасности нашего государства. При этом выдача предписания без взаимодействия с контролируемым лицом не допускается.
Кроме того, продлен срок исполнения предписаний, датированных до 10 марта 2022 года и действующих на эту дату. Он автоматически увеличивается на девяносто календарных дней с момента истечения срока исполнения. Срок продления может быть увеличен.
Контролируемое лицо вправе попросить о дополнительном увеличении срока исполнения предписания. Такое прошение должно быть заявлено не позднее предпоследнего дня срока исполнения предписания. Это ходатайство рассматривается в течение пяти рабочих дней с момента его регистрации.
В качестве части целого комплекса мер, введенного Кабмином для обеспечения устойчивости российской экономики и снижения нагрузки на бизнес в условиях санкций, выступают ограничения на внеплановые контрольные мероприятия.
Постановление № 336 Кабмина говорит нам о том, что осуществление внеплановых проверок допустимо по согласованию с системой органов прокуратуры и лишь в особых случаях. К ним можно отнести:
- непосредственную угрозу нанесения вреда жизни либо тяжкого ущерба здоровью населения, а также факты нанесения такого вреда;
- непосредственную угрозу безопасности и обороне Российской Федерации, а также факты нанесения такого вреда;
- непосредственную угрозу начала чрезвычайных ситуаций (ЧС) как природного, так и техногенного характера, а также факты возникновения таких ситуаций;
- выявление индикаторов риска нарушения обязательных условий в отношении объектов чрезвычайно высокого и высокого рисков, на объектах производства, имеющих I и II класс опасности, на гидротехобъектах I и II класса, или индикаторов риска угрозы нанесения вреда жизни или тяжкого ущерба здоровью населения, безопасности и обороне Российской Федерации, или индикаторов риска начала ЧС как природного, так и техногенного характера;
- необходимость проведения внепланового выездного контрольно-надзорного мероприятия в связи с истечением срока исполнения предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу нанесения вреда жизни и тяжкого ущерба здоровью населения, обороне и безопасности России, возникновения ЧС природного или техногенного характера. Внеплановое выездное контрольное мероприятие проводится исключительно в случаях невозможности оценить исполнение предписания на основании документов, иной имеющейся в распоряжении контрольно-надзорного органа информации;
- случаи поступления жалоб граждан за защитой или восстановлением своих нарушенных прав в рамках регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и регионального государственного жилищного надзора;
- решение руководителя, зама руководителя Федеральной налоговой службы в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники (ККТ), в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей.
Также проведение внеплановых проверок без согласования с системой органов прокуратуры может произойти по следующим основаниям:
- по поручению Главы нашего государства;
- по поручению Председателя Кабмина РФ, принятому после 10 марта 2022 года;
- по поручению Заместителя Председателя Кабмина РФ, принятому после 10 марта 2022 года и согласованному с Руководителем Аппарата Кабмина РФ;
- по требованию прокурора при надзоре за исполнением законодательства и соблюдением прав и свобод человека по поступившим сведениям;
- при наступлении события, указанного в программе проверок при государственном строительном либо федеральном экологическом контроле (надзоре) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и госохраной объектов культурного наследия;
- при представлении контролируемым лицом документов или информации об исполнении предписания для возобновления ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или другого разрешительного документа.
В некоторых случаях возможно осуществление внеплановых проверок при извещении системы органов прокуратуры РФ в отношении:
- некоммерческих организаций – по основаниям, предусмотренным пп. 2, 3, 5, 6 п. 4.2 ст. 32 Закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
- религиозных организаций – по основанию абз. 3 п. 5 ст. 25 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Мораторий, введенный Кабмином на плановые контрольные мероприятия, не распространяется на налоговые проверки — как на выездные, так и на камеральные. Такие мероприятия будут проводить в обычном режиме, никаких ограничений в отношении них власти в настоящее время не ввели.
Вместе с тем Федеральным законом от 09.03.2022 № 52-ФЗ «О внесении изменений в статьи 4 и 45 части первой Налогового кодекса Российской Федерации» Кабмину РФ предоставлены в 2022 году дополнительные правомочия, в том числе:
- приостанавливать, отменять, переносить мероприятия налогового контроля;
- приостанавливать течение сроков, связанных с проведением налоговых проверок.
В настоящее время соответствующее постановление Кабмина РФ не принято. В отношении ИТ-компаний действует письмо ФНС России от 24.03.2022 N СД-4-2/3586@, которое отменяет для этих юрлиц налоговые проверки на три года.
Как уже отмечалось, мораторий на проверки не касается сферы налоговых, валютных и таможенных проверок.
Кроме того, из общего правила о моратории на плановые проверки Кабмином установлены исключения. Так, Постановлением Кабмина РФ от 10.03.2022 № 336 допускается осуществление плановых мероприятий в рамках:
- санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) в отношении определенных объектов, отнесенных к категории чрезвычайно высокого риска. Проверке подлежат дошкольное, начальное, основное и полное общее образование, деятельность по организации отдыха детей и их оздоровления, детские лагеря в период каникул, организация общепита для детей, перинатальные центры и родильные дома, соцуслуги с обеспечением проживания, а также водоподготовка и водоснабжение
- пожнадзора в отношении определенных объектов, отнесенных к категориям высокого и чрезвычайно высокого риска. Проверке подлежат дошкольное, начальное, основное и полное общее образование, организация отдыха детей и их оздоровления, детские лагеря в период каникул, перинатальные центры и родильные дома, соцуслуги с проживанием;
- надзора в области промышленной безопасности в отношении опасных производственных объектов II класса опасности;
- ветеринарного контроля (надзора) в области свиноводства.
Также ограничения, установленные Постановлением № 336 Кабмина, не распространяют своё действие на организацию и проведение:
- спецрежимов госконтроля (надзора): мониторинг и постоянный рейд;
- режима постоянного госконтроля (надзора).