В качестве эксперимента с 2019 года в Российской Федерации введен новый специальный налоговый режим для самозанятых граждан – налог на профессиональный доход (НПД). Этот режим будет действовать в течение десяти лет. Сейчас эксперимент по установлению специального налогового режима проводится по всей стране.

Применять НПД могут физические лица, которые ведут деятельность на территории России, в том числе и индивидуальные предприниматели. На этом режиме физическому лицу можно получать доход от своей деятельности без работодателей и сотрудников.

Для самозанятых разработано специальное мобильное приложение «Мой налог», в котором происходит их регистрация, фиксируются доходы и формируются электронные чеки. Те, кто не хочет скачивать приложение, могут воспользоваться веб-кабинетом на сайте налоговой по ссылке https://lknpd.nalog.ru/. После регистрации в качестве самозанятого человек становится плательщиком НПД. Ставка налога при работе с физлицами составляет 4 процента, с юрлицами — 6 процентов.

Чек служит подтверждением доходов плательщика НПД, выдать его — обязанность самозанятого. Кассовый аппарат при этом не потребуется.

Когда нужен чек самозанятому 

Граждан, желающих стать самозанятыми, в первую очередь интересует, как ФНС будет определять доходы, с которых нужно уплачивать НПД. Все расчеты за товары и услуги должны быть отражены в приложении «Мой Налог» или в веб-кабинете на сайте ФНС, тогда они будут являться объектом налогообложения.

Для отражения поступающих денежных средств самозанятый должен создать электронный чек и выдать его клиенту. Фискальный документ может быть предоставлен как в электронном, так и в бумажном варианте. Электронный чек можно отправить на имейл или мессенджер, причем необязательно пересылать изображение чека, достаточно ссылки на него. Допускается и просто предоставить заказчику или покупателю возможность считать платежный документ с помощью QR-кода. Если нужна бумажная форма, распечатать чек можно на обычном принтере или на принтере чеков. Данный фискальный документ должен быть выдан как физическому, так и юридическому лицу.

Сформировать чек надо на каждое поступление, вне зависимости от того, как получены деньги: на карту, наличными или на счет в банке. При наличном расчете или использовании электронных средств платежа чек формируется в момент оплаты. К электронным средствам платежа можно отнести дебетовую или кредитную банковскую карту, платежные системы вроде «Яндекс.Деньги» или QIWI, а также программное обеспечение «Клиент-Банк», к примеру, «СберБанк Онлайн».

При других видах безналичных расчетов подтверждение выдается до 9-го числа следующего месяца. Если эта дата выпадает на праздничный или выходной день, то по общему правилу можно отправить сведения на следующий рабочий день. Штрафа за просрочку отправки сведений в таком случае не должно быть.

А если вдруг оплата поступила самозанятому на карту ночью, когда тот спал или в нерабочие дни, когда он уехал на отдых, и поступление дохода было обнаружено только спустя время? Может ли налоговая привлечь за это к административной ответственности? В этих случаях штрафа не будет. Плательщик НПД с помощью мобильного приложения «Мой налог» должен передать сведения с указанием фактической даты получения дохода, даже если такая дата уже прошла. Возможность сформировать фискальный документ задним числом предусмотрена приложением, никаких ограничений здесь нет.

В случае если плательщик НПД отказывается передать чек заказчику или покупателю, тот должен уведомить об этом налоговую инспекцию. Сделать это можно через сервис «Обратиться в ФНС России», размещенный на сайте фискалов.

 

Где можно сформировать чек самозанятому 

Плательщик НПД может сформировать чек разными способами:
• через мобильное приложение «Мой налог»;
• посредством сайта ФНС через веб-кабинет;
• прибегнув к услугам уполномоченного оператора электронной площадки;
• через уполномоченную кредитную организацию.

Перечень всех операторов и банков, которые работают с самозанятыми, представлен в приложении «Мой налог», а также в специальных разделах на сайте налоговой инспекции. Самым первым оператором, начавшим информационный обмен с ФНС и продолжающим его по сей день, стало ООО «Яндекс.Такси». Всего список операторов электронных площадок на данный момент состоит из 49 организаций. Что касается кредитных организаций, то их число меньше. Сюда входит АО «Альфа-Банк», ПАО «Сбербанк России», АО «Киви банк» — всего на текущий момент 27 наименований компаний.

Человек может зарегистрироваться через приложение «Мой налог», а чеки отправлять через веб-кабинет сайта ФНС, либо наоборот. Каждый вправе сам решать, каким сервисом ему пользоваться.

 

Какую информацию содержит чек самозанятого 

Чек самозанятого должен содержать обязательные реквизиты, перечень которых определен ч. 6 ст. 14 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима». К ним относятся:
• название документа;
• дата и время, когда был осуществлен платеж;
• фамилия, имя и при наличии отчество самозанятого;
• идентификационный номер налогоплательщика-продавца;
• указание на применение специального налогового режима НПД;
• наименование проданных товаров, оказанных услуг или выполненных работ;
• стоимость каждого товара, услуги или работы;
• итоговая стоимость;
• идентификационный номер налогоплательщика организации либо индивидуального предпринимателя, которым проданы товары или оказаны услуги. Обязанность по сообщению идентификационного номера налогоплательщика возлагается на покупателя или заказчика;
• QR-код, который позволяет покупателю или заказчику товаров, работ, услуг, имущественных прав осуществить его считывание и идентификацию записи о данном расчете в автоматизированной информационной системе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов;
• идентификационный номер налогоплательщика уполномоченного оператора электронной площадки или уполномоченной кредитной организации, если они принимали участие в формировании чека или осуществлении расчета;
• наименование уполномоченного оператора электронной площадки или уполномоченной кредитной организации, если они участвовали в формировании чека или осуществлении расчета;
• уникальный идентификационный номер чека — номер записи в автоматизированной информационной системе налоговых органов, который присваивается чеку в момент его формирования.

Возможна ситуация, когда клиент самозанятого — индивидуальный предприниматель или организация по каким-то причинам не сообщают свои регистрационные данные. Поэтому важно заранее заключить договор и прописать в нем всю информацию, которая понадобится в дальнейшем при выдаче чека. Но если нужные сведения так и не удалось узнать, есть маленькая хитрость. Фискальный документ можно создать без указания идентификационного номера налогоплательщика клиента, вместо этого нужно выбрать «Иностранная компания». Ставка налогообложения при этом не изменится.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, вправе устанавливать дополнительные реквизиты чека и требования к их заполнению.

 

Что вписывать в название услуги в чеке 

В наименовании услуги в чеке нужно указать названия проданных товаров, выполненных работ, оказанных услуг. Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ не содержит каких-то определенных и жестких требований относительно того, как это сделать. И все же важно, чтобы наименование услуги, работы или товара было сформулировано как можно более четко и максимально понятно. Формулировку названия «За квартиру» нельзя считать удачной. Куда лучше будет указать более подробно: «За аренду квартиры в период с 01.12.2021 по 31.12.2021». Это может быть важно не только плательщику НПД, но и его клиенту. При получении оплаты по сделке в названии услуги нужно сделать ссылку на реквизиты договора и по возможности конкретизировать оказанную услугу: «Оплата по договору от 23.12.2021 № 15-П за составление 15 актов».

Каждую оказанную услугу желательно оформлять отдельным доходом, а не пробивать суммы раз в несколько месяцев или указывать единый большой чек. Это может навести ФНС на мысли о подмене трудовых отношений, и тогда не миновать проверки не только самозанятому, но и организации-заказчику.

Важно формировать оплату по факту выполненных заданий и обязательно конкретизировать и детализировать название услуги или работы в чеке. Если фискальный документ будет неправильно оформлен, то организация или индивидуальный предприниматель не смогут  принять его на расходы.

Приложение «Мой налог» дает возможность не вводить каждый раз наименование товара, работ или услуг вручную. Сведения сохраняются в истории операций, и при необходимости самозанятый может лишь повторить платеж. Также система запоминает данные о контрагентах плательщика НПД и предлагает их на выбор при формировании нового дохода.

 

Если клиентом плательщика НПД выступает физическое лицо, то чек будет отличаться. Данные о фамилии, имени и отчестве гражданина, его идентификационный номер налогоплательщика вводить не нужно. Обязательно указывается название услуги и ее стоимость. 

Как аннулировать чек самозанятому 

После формирования чека через приложение «Мой налог» можно увидеть кнопку «Аннулировать». Кажется, что все просто: если вдруг чек сформирован с ошибкой, то можно его отменить ее и налог автоматически будет пересчитан. Но на практике все не совсем так, и аннулировать чек можно только в двух определенных законом ситуациях.

Согласно пункту 4 ст. 8 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ налогоплательщик НПД может откорректировать ранее переданные в ФНС сведения о сумме расчетов, приводящих к завышению сумм налога, которые подлежат уплате.

То есть отменить чек можно в случае возврата денежных средств, полученных в счет оплаты или предварительной оплаты. Такое может произойти, если покупатель вернул товар или сорвалось какое-то мероприятие, за проведение которого уже была внесена предоплата. Также аннулирование возможно при некорректном вводе сведений в мобильном приложении «Мой налог». Это возможно, если по каким-то причинам неверно была внесена стоимость заказа и ошибка обнаружилась. В этом случае после отмены создается новый чек с той же датой.

Налог для плательщиков НПД рассчитывается в 10-х—12-х числах месяца с учетом всех проведенных и аннулированных чеков за этот период. Если чек аннулирован, то никакое уведомление самозанятому об уменьшении налога не придет. При этом после 12-го числа сумма налога уже будет содержать все необходимые корректировки.

Организациям и индивидуальным предпринимателям, работающим с самозанятыми, важно проверять чеки сразу после поступления и отслеживать их статус в течение месяца, пока не будет оплачен налог на профессиональный доход. Это связано с тем, что при обнаружении ошибки, когда сделка уже закрыта и срок договора истек, получить фискальный документ в исправленном виде будет очень затруднительно, а иногда и просто невозможно.

А если чек, принятый компанией на расход, окажется аннулированным, что делать заказчику или покупателю? Если реального возврата денег не было, а самозанятый отменил чек, чтобы не платить налог, то клиент в этом не виноват. ФНС в таких случаях в письме от 28.10.2021 № ПА-4-20/15213 разрешила принимать аннулированные фискальные документы к расходу в налоговом учете. Кроме чека организация должна будет получить от самозанятого акт о выполнении работ или оказании услуг. Покупатель или заказчик при этом может инициировать проверку плательщика НПД налоговиками, если сообщит о незаконном аннулировании чека и приложит подтверждающие документы.

При несоблюдении требований о выдаче чека возникает риск привлечения плательщика НПД к ответственности, предусмотренной ст. 129.13 Налогового кодекса РФ. Налоговая инспекция может начислить штраф за нарушение сроков и порядка передачи сведений о расчетах при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг. Первое нарушение повлечет за собой штраф в размере 20 процентов от суммы расчета. Если такое повторится в течение последующих 6 месяцев, то штраф будет равен уже полной сумме расчета.

 

Что писать в наименовании услуги самозанятому

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *